Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ
ВАЛЕОЛОГИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творения.
В. Сухомлинский
Воспитатель РМБДОУ «Знаменский детский сад «Ромашка» Шлыкова Г.В.
Слайд 2Вид проекта:
Срок реализации проекта: 2 года
1. Подготовительный (август 2011- сентябрь 2011)
2.
Практический (основной) (октябрь 2011 – апрель 2013)
3. Заключительный (май 2013)
Участники проекта: родители, педагоги, администрация ДОУ, медицинский работник, логопед, музыкальный руководитель.
практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный, открытый
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека. Проблема
здоровья детей была и будет всегда актуальной. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма, период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений.
От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. В этом деле нет мелочей. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Вся жизнедеятельность ребёнка должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Слайд 4ПРОБЛЕМА
Отсутствие устойчивой
мотивации здорового
образа жизни и реализации
собственной модели
здоровьесбережения
у
детей дошкольного
возраста.
Слайд 5ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания
подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.
Между необходимостью формирования привычки здорового образа жизни у детей и недостаточными знаниями родителей.
Слайд 6ГИПОТЕЗА
Здоровье детей будет сохраняться и развиваться, а физические качества будут эффективно
совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьезберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Слайд 7ЦЕЛЬ
Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения
и ответственного отношения как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Слайд 8ЗАДАЧИ
Оздоровительные задачи:
способствовать развитию знаний и умений, направленных на оздоровление и
укрепление детского организма;
создать систему развивающего обучения, основанного на индивидуальном подходе к ребёнку с учётом его физического и биологического уровней развития, которые обуславливают технологический профиль здоровья;
совершенствовать функции детского организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами физических упражнений, закаливания, дыхательных упражнений.
Образовательные задачи:
сформировать у детей здоровьесберегающее сознание, включающее в себя элементарные знания о своём организме, методах его закаливания;
научить детей осознавать себя частью природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья;
создать условия для реализации потребностей детей в двигательной активности;
выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитательные задачи:
воспитать потребность в здоровом образе жизни;
воспитать потребность у детей в развитии основных физических качеств, необходимых для развития личности.
Слайд 9
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для детей
Для педагогов
Для родителей
Сформированные навыки здорового образа
жизни
Сформированная активная родительская позиция
Качественное освоение педагогами инновационных технологий по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям
Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности
Повышение компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни
Активное участие родителей в жизни детского сада
Повышение профессионального уровня педагогов
Улучшение качества работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
Слайд 10НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
физкультурно-оздоровительное
социально-личностное
художественно-эстетическое
познавательно-речевое
Работа с родителями
Анкетирование: Беседы:
«Здоровый образ жизни» «О значении утренней гимнастики»
«Физическое воспитание в семье»
«Выходные с пользой для здоровья» «Ребёнок и здоровье»
«Мои помощники-руки» «Чтобы ребёнок рос здоровым» «О здоровье всерьёз»
Родительские собрания
Слайд 14Нетрадиционное спортивное
оборудование
Дорожки
здоровья
«Попади в цель» «Моталочки»
«Змея» «Гантели»
Слайд 18Воспитать ребёнка здоровым – значит, с самого раннего детства научить его
вести здоровый образ жизни.
Слайд 19ПРОГРАММА КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК»
Цель:
сохранение и укрепление
физического и психического
здоровья дошкольников,
формирование
у родителей,
педагогов, детей ответственных
взглядов и убеждений в деле
сохранения собственного
здоровья.
Задачи:
- содействовать сохранению и
укреплению физического и
психического здоровья детей;
- воспитать сознательную
установку на ведение здорового
образа жизни;
- сформировать
здоровьесберегающие навыки.
Слайд 21ПРИНЦИПЫ
доступность, соответствие возрастным особенностям детей;
систематичность и последовательность приобретения навыков и умений;
личностно-ориентированный
подход к детям;
практическое участие детей, педагогов, родителей;
творческий подход.
Слайд 22АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о
способах укрепления и сохранения здоровья.
Обогащение знаний детей через беседу, чтение познавательной литературы.
Уточнение знаний детей в дидактической игре, опытно-экспериментальной деятельности.
Закрепление знаний в организованной сюжетно-ролевой игре, интегрированных НОД , изобразительной деятельности.
Слайд 23взаимодействие
с родителями
с педагогами
Анкетирование родителей.
Проведение конкурса рисунков «Здоровый образ жизни».
Конкурсные работы, в
которых отражены спортивные увлечения детей и родителей.
Наглядная агитация: папки-передвижки, рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Совместные мероприятия, выставки, конкурсы.
Оказание консультативной помощи родителям по вопросу сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников.
Анкетирование воспитателей с целью выявления уровня знаний о здоровом образе жизни.
Проведение семинара-практикума на тему: «Внедрение здоровьесберегающих
технологий в практику работы
детского сада».
Слайд 26 Зрительная гимнастика»
«Дыхательная гимнастика»
«По лабиринту» «Ветерок в бутылке» «Подуй на бабочку»
Релаксация Массаж «Улитка»
Слайд 27 «На помощь здоровячкам»
«Лесовичок в гостях у ребят»
«Вредно-полезно» «Моё тело»
Сюжетно-ролевая игра
«Больница» «Магазин» «Кафе»
Игры с мячами Игры с обручами
Слайд 29«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Со здоровьем по пути»
«Играем вместе»
Слайд 30результативность
сформированы навыки здорового образа жизни в повседневной и в практической деятельности
дошкольников
сформировано адекватное представление о строении собственного тела
дети получили практические знания по укреплению и сохранению здоровья
дети научились проводить простейшие исследования, анализировать, делать выводы
Слайд 33ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от
01.12.2007 № 309-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Конвенция по правам ребёнка.
Алямовская В.М. «Как воспитать здорового ребёнка» М. Линка-Пресс, 1993 г.
Бабенкова Е.А. «Как приучить ребёнка заботиться о своём здоровье» М. Вентана-Граф,2004г.
Бездыхова Я. «Папа, мама, занимайтесь со мной» М. Физкультура и спорт, 1990 г.
Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. Просвещение, 2000-94 с.
Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья – СПб-Наука, 1993 г.
Слайд 34Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования» М.: 1999-144
с.
Зимонина В.А. «Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым» М. ВЛАДОС, 2003-304 с.
Каштанова Т.В. «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие» М. 2002 г.
Колабанов В.В. Валеология-СПб: Деан, 2001 г.
Кузнецова М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» М.: АРКТИ, 2002-64 с.
Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж, 2005-127 с.
Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников» СПб, 2002-176 с.
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» М.: 2004 г.
Ротенберг Р. «Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья» М. Физкультура и спорт, 1996 г.
Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье: Методическое пособие» М.: ТЦ «Сфера», 2004 г.