Презентация, доклад на тему Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников с ЗПР

Содержание

Здоровье ребенка превыше всего,  Богатство земли не заменит его Здоровье не купишь, никто не продастЕго берегите, как сердце, как глаз.  Ж. ЖабаевКаждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья. Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается:

Слайд 1КГУ Детский дом «ҚҰЛЫНШАҚ»
Воспитатель первой категории
Сулейменова Лязять Куанышовна
Рецензент: к.п.н,

доцент КарГУ им.Е.А.Букетова Боброва В.В.

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников с ЗПР»

Караганда 2017

КГУ Детский дом «ҚҰЛЫНШАҚ» Воспитатель первой категории Сулейменова Лязять КуанышовнаРецензент: к.п.н, доцент КарГУ им.Е.А.Букетова Боброва В.В.

Слайд 2Здоровье ребенка превыше всего,  Богатство земли не заменит его Здоровье не купишь, никто

не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз.
 Ж. Жабаев

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья.
Право ребенка на охрану здоровья обеспечивается:
принятием законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья ребенка; пропагандой и стимулированием здорового образа жизни детей; государственной поддержкой научных исследований в области охраны здоровья детей; контролем за состоянием здоровья ребенка, его родителей и профилактикой детских заболеваний; оказанием квалифицированной медицинской помощи;

Ст. 8 ЗРК «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года N 345

Здоровье ребенка превыше всего,  Богатство земли не заменит его Здоровье не купишь, никто не продастЕго берегите, как

Слайд 3В общеобразовательной учебной программе дошкольного воспитания и обучения РК прописано: Базовое

содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности: − физическая культура; − основы безопасного поведения. Организация и проведение образовательной области «Здоровье» направлены на охрану жизни, укрепление здоровья детей и формирование основных видов движений.
Цель: Охрана и укрепление здоровья ребенка. Развитие навыков здорового образа жизни. Воспитание физических качеств. Формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений. Развитие творческих, познавательных и речевых способностей.
В общеобразовательной учебной программе дошкольного воспитания и обучения РК прописано: Базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в

Слайд 4На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:
пытаться самостоятельно объяснять поступки

людей,
обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет,
быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения,
соблюдать правила безопасного поведения.
Формирование у дошкольников основ безопасности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых (Педагогов).
Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, в рамках реализации ГОСо 2016-292 дошкольного воспитания и обучения, осуществляется через интеграцию образовательных областей «Социум», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Творчество».
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен: пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном

Слайд 5 Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются

прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, рост преступности, социальная нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, не сделать излишне настороженными, но подготовить к полноценной жизни, полной неожиданностей.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа

Слайд 6Цель работы: воспитание культуры безопасного поведения. Создание эмоционально-положительного настроя к изучению

правил безопасного поведения.

Задачи - Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения. - Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения. - Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике. - Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к  окружающему миру. - Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Цель работы:  воспитание культуры безопасного поведения. Создание эмоционально-положительного настроя к изучению правил безопасного поведения.

Слайд 7Актуальность
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам

безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности возникли еще в давние времена, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
        Поэтому наша цель – это познакомить детей  не только с правилами дорожного движения,  а также необходимо сформировать у них навыки правильного поведения на дороге, безопасности  в быту и в природе.  Все правила, усвоенные ребенком  с раннего детства, наиболее прочные, так как они становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Обучая детей правилам дорожного движения, безопасности в природе и в быту, необходимо использовать все доступные методы и приемы работы с детьми. Работу необходимо проводить комплексно по всем разделам воспитания и обучения и привлекать всех участников образовательного процесса: это педагогов, детей и их родителей.

Актуальность	     Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает

Слайд 8Проблема:
У воспитанников детского дома либо отсутствует возможность социального опыта родителей путем

подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей (дети из дома ребенка), либо этот опыт носит негативный асоциальный характер (дети из асоциальных семей).
Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможными усвоение ребенком всей гаммы социально – ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция  - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
Ранний детский опыт ребенка – сироты, несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни.
Затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателем.
Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Проблема: У воспитанников детского дома либо отсутствует возможность социального опыта родителей путем подражания образцам их поведения и

Слайд 9Гипотеза:
Если систематизировать работу по данному вопросу, и формировать основы безопасности

и жизнедеятельности детей в условиях детского дома, то ребенок:
во-первых, получит необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения;
во-вторых, научится адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, владеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
в-третьих, ребенок станет более самостоятельным и ответственным.
Необходимо отметить, что воспитание основ безопасного поведения детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Гипотеза: Если систематизировать работу по данному вопросу, и формировать основы безопасности и жизнедеятельности детей в условиях детского

Слайд 10Обучающие задачи:
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать

осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте.
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

Обучающие задачи:  - формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;-

Слайд 11Развивающие:
- развивать желание заботиться о своем здоровье, о своем организме.
-

развивать мышление; развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы, совершенствовать интонационную выразительность речи.
- развивать умение быть бдительным и осторожным в разных опасных для детей ситуациях.
- развивать навыки анализа, синтеза и умения продемонстрировать свои знания, делая выбор в пользу полезных продуктов.
- развивать умение сопереживать, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
- развивать мышление и умение детей применять полученные знания для правильного выбора своих действий в опасных ситуациях;
- развивать социальные навыки: умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
- развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.
- развивать творческое воображение, творческую самостоятельность;
- развивать и совершенствовать память, воображение, восприятие детей.

Развивающие:  - развивать желание заботиться о своем здоровье, о своем организме.- развивать мышление; развивать диалогическую речь:

Слайд 12Воспитательные:
- воспитывать любовь к себе, к своему телу и к

здоровому образу жизни
- воспитывать желание быть здоровым и понимание необходимости заботы о своём здоровье и здоровье окружающих.
- воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за свои поступки
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов.
- воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде
- формировать опыт нравственно-социального поведения, навыки культуры общения;
- воспитывать социальную уверенность;

Воспитательные:  - воспитывать любовь к себе, к своему телу и к здоровому образу жизни  -

Слайд 13Ожидаемый результат:
− знает и называет основные продукты питания;

имеет представление об основных мерах профилактики заболеваний;
− знает некоторые правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах;
− знает наименования продуктов питания и способы их употребления;
− имеет представление об укреплении здоровья;
− умеет своевременно обращаться за помощью к взрослому при физической боли и первых признаках заболевания у себя и других;
− выполняет осознанно правила безопасности жизнедеятельности;

Ожидаемый результат:  − знает и называет основные продукты питания;  − имеет представление об основных мерах

Слайд 14Основные направления работы  
- Принцип целенаправленности.
Цели и задачи работы

строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
- Принцип систематичности и последовательности.
Начиная с дошкольного возраста необходимо использовать принцип «учимся - играя», прививая детям знания, умения и навыки на практике.
- Принцип доступности.
Учет возрастных особенностей, потребностей, интересов, уровней подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
- Принцип наглядности обучения, предполагает четкое определение:
• дидактических целей исследования наглядности;
• методику показа;
• количество наглядности и последовательность демонстрации;
• сочетание определённых видов наглядности;
• включение детей в анализ наблюдаемых объектов;
• соблюдение требований культуры показа и оформления наглядности.
- Принцип интегрированного подхода.
Взаимосвязь в работе педагогов: воспитателей с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, с психологом.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения предполагает побуждение детей к самостоятельному поиску, импровизации.
- Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применять на практике, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

Основные направления работы   - Принцип целенаправленности.  Цели и задачи  работы  строятся на единой

Слайд 15Методы ознакомления детей с основами безопасности

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Слайд 16Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человечком –

только тогда она станет действенным регулятором поведения. Прямолинейные требования соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективными. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, необходимо выделить те направления, по которым нужно провести специальное обучение и выбрать лучшую форму: занятие, игру, тренинг, развлечение, чтение художественной литературы Веселые стихи и загадки , позитивные способы воздействия на детей помогают добиваться лучших результатов.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человечком – только тогда она станет действенным регулятором

Слайд 17Изучив ряд нормативно-правовых актов разработан перспективный тематический план по работе с

детьми третьего года обучения с учетом ГОС РК дошкольного воспитания и обучения от 13.05.2016, № 292 (приложение 1).
Разработана карта обследования детей с целью определения уровней сформированности компетенций каждого ребёнка на начало и конец учебного года (приложение 2).
Даны примерные технологические карты организованной учебной деятельности по основам безопасного поведения (приложение 3).
Был подобран, систематизирован необходимый дидактический материал (игры и игровые упражнения, художественное слово). Материал представлен в виде картотек:
Приложение 4. Картотека художественного слова
Приложение 5. Картотека дидактических игр
Приложение 6. Картотека подвижных игр
Приложение 7. Картотека пословиц и поговорок
Приложение 8. Картотека загадок
Приложение 9. Картотека бесед по основам безопасного поведения
Приложение 10. Картотека упражнений на координацию речи с движением

Изучив ряд нормативно-правовых актов разработан перспективный тематический план по работе с детьми третьего года обучения с учетом

Слайд 18 Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасного

поведения происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасного поведения происходит постепенное осознание детьми их смысла.

Слайд 19Используемая литература: 

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержден постановлением Правительства

Республики Казахстан от 23 августа 2012 года, № 1080
Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, 2016-2017 уч.г.
Общеобразовательная учебная программа дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, Астана 2016, Рецензенты: А.Е.Жумабаева, д.п.н. профессор, С.Н. Жиенбаева, д.п.н., С.Д. Дуйсенбенова, методист.
«Справочник руководителя дошкольной организации», №6-2015, Казмалы И.Д., Астана
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012г.
Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010г.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить    безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е  изд.  М. Просвещение, 2005г.
Князева О.Л., Стеркина Б.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,  М.: Просвещение,  2007г.
Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М.Сфера,  2005г.
О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» 2008г.
https://sad5narovlia.schools.by/pages/kartoteka-igr-dlja-doshkolnikov
www.labirint.ru Серия книг по ОБЖ для детей дошкольного возраста/ Издательство Детство
www.maam.ru > detskijsad >
http://doshkolnik.ru


Используемая литература: Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть