Презентация, доклад на тему Формирование орфографической зоркости младших школьников

Содержание

Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

Слайд 1Формирование
орфографической зоркости
младших школьников

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Слайд 2Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли

и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда

Слайд 3Актуальность
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей

грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы.
Актуальность  Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования

Слайд 4Цель:
Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.

Цель:Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.

Слайд 5Задачи:
Выявить сущность исследуемого понятия
Выделить условия формирования орфографической зоркости
Проанализировать программы и учебники

русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования

Проанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования

Задачи:Выявить сущность исследуемого понятияВыделить условия формирования орфографической зоркостиПроанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с

Слайд 6Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма.
Проблема

орфографической зоркости

Замочик?

Замочек?

Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма. Проблема орфографической зоркостиЗамочик?Замочек?

Слайд 7Причины орфографических ошибок
Неумение ученика контролировать себя во время письма.
Неумение применять приобретённые

знания.
Недостаточное развитие фонематического слуха.
Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов
Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.
Причины орфографических ошибокНеумение ученика контролировать себя во время письма.Неумение применять приобретённые знания.Недостаточное развитие фонематического слуха.Небольшой объём словарного

Слайд 8Сущность орфографической зоркости
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его

применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму.
Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи.

Слайд 9Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о

его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма
Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать

Слайд 10Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:
активное зрительное и слуховое восприятие,

включающее в себя целенаправленный анализ;

зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;

непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки;

логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации.

Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости:активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ;зрительная память,

Слайд 11 Общие положительные моменты
для формирования орфографической зоркости в программах начальной

школы

Фонематический слух.
Умение ставить ударение и обнаруживать безударные гласные.
Представления об орфограмме.
Упражнения для выработки орфографической зоркости.
Письмо с пропусками.
Специально организованное списывание.
Работа над ошибками.
Графические и цифровые обозначения орфограмм.
Диагностика орфографической зоркости.

Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программах начальной школы Фонематический слух. Умение ставить ударение

Слайд 12Когда можно начинать формирование орфографической зоркости?
Только после того, как у детей

уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».
Когда можно начинать формирование орфографической зоркости?Только после того, как у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда

Слайд 13Почему работу важно начинать в период обучения грамоте?
1. Именно в

данный период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям, то в дальнейшем восполнить пробел, наверстывать будет сложнее.

2. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них.
Почему работу важно начинать в период обучения грамоте?  1. Именно в данный период ребенок начинает писать,

Слайд 14Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с признаками

самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.
Главным направлением орфографической работы в  1 классе стало знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского

Слайд 15Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических

правил:

- оформление границ предложений;
- раздельное написание слов;
- большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах;
- правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу;
- правила переноса

Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил: - оформление границ предложений;- раздельное

Слайд 17Формирование фонетических умений (виды упражнений)
♦ Соотнесение слова и схемы
♦ Выявление

(на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова
♦ Исправление ошибок в составленных фонетических моделях.
♦ Узнавание «рисующих» звуков

Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели
Формирование фонетических умений  (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схемы♦ Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми

Слайд 18Упражнения при восприятии материала на слух
1. Определение, есть ли «опасные

места» в произнесенном слове; если есть – сколько, гласные или согласные.

2. Фонетико-орфографический разбор: составление звуковой схемы слова и обозначение в ней тех мест, которые при письме станут «опасными».

Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть

Слайд 19Технология проведения диктанта
1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети слушают его,

чтобы запомнить.

2. Дети записывают его схематически (черточками), подчеркивают «опасные места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве).

3. Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами. Если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, дугу не чертят.

Технология проведения диктанта1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы запомнить.2. Дети записывают его схематически

Слайд 204. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить

ударение; отмечают «опасные места».


5. Я читаю предложение еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах вписывают в дугу нужную букву.

4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают «опасные места».5. Я читаю

Слайд 216. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места».

При этом они уже знают: там, где я читала «как говорим», они пишут буквы в соответствии со звуками, в других случаях у них уже есть буква-подсказка.



7. Под мое чтение учащиеся проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.

6. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они уже знают: там,

Слайд 22Упражнения при зрительном восприятии материала
1. Нахождение «опасных мест» на страницах букваря,

прописи, на доске, карточке и т.д., их обозначение.

2. Два вида чтения печатного слова: «как написано» и «как говорим», т.е. орфографическое и орфоэпическое (с предварительным обозначением орфограмм и без него); наблюдение за сходством и различием написания и произношения.

3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций.

Упражнения при зрительном восприятии материала1. Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске, карточке и т.д.,

Слайд 23Основные операции
1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.
2.

Отмечаем «опасные места».
3. Читаем еще раз вслух так, как написано.
4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись).
5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».
6. Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены; сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Основные операции1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.2. Отмечаем «опасные места».3. Читаем еще раз

Слайд 25Осознанные орфографические действия предполагают:
а) обнаруживание орфограмм;

б) определение их разновидности и

решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться;

в) применение правила, если оно известно;

г) самопроверку написанного.

Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм;б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли

Слайд 26Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока,

которые разведены во времени:

первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»
второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Сущность их различий отражена в названии разделов.

Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени:

Слайд 27 2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма»

и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем.

3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых

Слайд 284. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно

отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время

Слайд 29 5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями

.
1) Правила

правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе.

2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова

5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями. 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных

Слайд 30Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень

слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание.
Обучение решению  «главных»  орфографических задач происходит с опорой  на понятия:  корень слова, однокоренные

Слайд 31Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной

школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются).

Морфема — это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема — это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие “смыслиночки”, — приставка, суффикс, окончание — называются аффиксами.

Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской

Слайд 32Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится

орфограмма.

Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово.
Написания приставок и суффиксов запоминаются.
Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.

Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма.Если орфограмма в корне – ищет

Слайд 34Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости

Комментированное письмо.
Письмо с проговариванием.


Письмо с пропуском орфограмм.

Какографические упражнения.

Письмо по памяти.

Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментированное письмо. Письмо с проговариванием. Письмо с пропуском орфограмм.

Слайд 35Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Графическое выделение орфограмм

(подчеркивание)
Сигнальные карточки (круг- сигнал)
Перфокарты.
Предупредительный, объяснительный, зрительный диктанты, письмо по памяти.
Выборочный диктант, выборочное списывание
Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбора по составу с орфографическим разбором.
Диктант «Проверь себя».
Подготовка заданий на изученное правило для товарища.
Взаимоконтроль по процессу при работе в парах.
Анализ заданий и текста упражнений
Корректировка письма.

Работа с группой предложений по системе Федоренко. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) Сигнальные  карточки  (круг-

Слайд 36ВЫВОД
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный

период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
Развивать фонематический слух.
Прививать интерес к чтению.
Развивать словарный запас детей.
ВЫВОДРаботу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть