Презентация, доклад на тему Формирование навыка осознанного чтения у обучающихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости через коррекционно-развивающие приёмы

Содержание

Тема и актуальностьЦели и задачиАнализ литературыХарактеристика классОбобщение собственного педагогического опытаПравильность чтенияБеглость чтенияОсознанность чтенияВыразительность чтенияПринципы организации учебного процессаВыбор диагностических мерДиагностикаПрактическая значимостьЛитература Содержание

Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя школа №4 г. Бор
Кордюкова Елена Александровна
Учитель

начальных классов, реализующий программу АООП

Педагогическое кредо: «Учить всех, учить каждого и всегда в ногу со временем.»

Жизненное кредо:
«Дорогу осилит идущий»

«Учитель живет до тех пор,
пока учится; как только
 он перестает учиться,
 в нем умирает учитель.»
К.Д. Ушинский

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №4 г. БорКордюкова Елена АлександровнаУчитель начальных классов, реализующий программу АООП Педагогическое

Слайд 2Тема и актуальность
Цели и задачи
Анализ литературы
Характеристика класс
Обобщение собственного педагогического опыта
Правильность чтения
Беглость

чтения
Осознанность чтения
Выразительность чтения
Принципы организации учебного процесса
Выбор диагностических мер
Диагностика
Практическая значимость
Литература

Содержание

Тема и актуальностьЦели и задачиАнализ литературыХарактеристика классОбобщение собственного педагогического опытаПравильность чтенияБеглость чтенияОсознанность чтенияВыразительность чтенияПринципы организации учебного процессаВыбор

Слайд 3«Формирование навыка осознанного чтения
у обучающихся начальных классов
с легкой степенью умственной отсталости

через коррекционно-развивающие приёмы»

В настоящее время неуклонно растет число детей с особенностями в развитии. Среди них значительное место занимают дети с нарушением интеллекта, у которых отмечается замедленное развитие речи и качественное своеобразие ее устной и письменной форм, что значительно затрудняет полноценное обучение в школе и социализацию таких детей .

АКТУАЛЬНОСТЬ

ТЕМА

АКТУАЛЬНОСТЬ

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Формирование навыка осознанного чтенияу обучающихся начальных классовс легкой степенью умственной отсталости через коррекционно-развивающие приёмы»В настоящее время неуклонно

Слайд 4Цель: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, как

необходимое условие для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи, направленные на ученика:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя; - анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки); - повысить уровень общего и речевого развития учащихся (научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме: полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным); - формировать личностные универсальные учебные действия( читательскую самостоятельность и культуру)

Цель: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, как необходимое условие для успешного овладения учащимися

Слайд 5Методические задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений чтения

у детей;
Изучить особенности младших школьников с умственной отсталостью в своём классе;
Изучить и проанализировать методы и способы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью с целью их дальнейшего применения.

Организационно-педагогические условия:
Работа в коррекционном классе, реализующих АОП для детей с интеллектуальными нарушениями
Работа в школьном методическом объединении учителей начальных классов
Работа в ППМС «Центр оздоровления и развития «Шаг к успеху»
Методические задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нарушений чтения у детей;Изучить особенности младших школьников с

Слайд 6Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.
Анализ литературы
Зайцева

И.А. Коррекционная педагогика. -  Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 352 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004. – 304 с.

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.Анализ литературыЗайцева И.А. Коррекционная педагогика. -  Ростов-на-Дону: Март,

Слайд 7 В классе по списку 8 человек, 4 человека обучаются на

домашнем обучении, 4 человека посещают занятия в классе.

Характеристика класса

В классе обучается ребенок с расстройством аутистического спектра, у которого наблюдается частичное нарушение понимания речи, низкий уровень развития речи, небольшой словарный запас, дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи, нарушение фонетико-фонематического  слуха.

Три ребенка с легкой степенью умственной отсталости у которых наблюдается низкий уровень развития речи, небольшой словарный запас, недоразвитие познавательной деятельности, дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи, нарушение фонетико-фонематического слуха, несовершенство лексико-грамматического строя

В классе по списку 8 человек, 4 человека обучаются на домашнем обучении, 4 человека посещают занятия

Слайд 8Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся своеобразен:
недоразвитие познавательной деятельности детей

с нарушением интеллекта (позднее развитие речи, бедность словаря),
нарушение фонетико-фонематического слуха (дефектное произношение, неточное восприятие звуков речи),
несовершенство лексико-грамматического строя,
психопатологические особенности этих детей отрицательно сказываются на овладении ими навыком чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:
1.  правильностью
2.  беглостью
3.  осознанностью
4.  выразительностью
Процесс формирования навыка чтения у умственно отсталых учащихся своеобразен: недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта (позднее развитие речи,

Слайд 9Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. 
Приемы формирования правильности чтения
(развитие

подвижности артикуляционного аппарата на этапе речевой зарядки).

Обобщение собственного педагогического опыта по формированию правильности чтения

Упражнения на правильное произношение звуков

Упражнения на отработку дикции

Упражнения на развитие голосового аппарата

Упражнения на правильное произношение звуков

Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Приемы формирования правильности чтения(развитие подвижности артикуляционного аппарата на этапе речевой зарядки).Обобщение собственного

Слайд 10Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.
Обобщение собственного

педагогического опыта по формированию беглости чтения

«Фотографирование картинки»

«Фотографирование» карточек с буквами, слогами, словами

Запомни ряд букв

Найди слова

Словесные столбики

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Обобщение собственного педагогического опыта по формированию беглости чтения«Фотографирование

Слайд 11Осознанность чтения -это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов

и выражений, так и всего произведения в целом.

Обобщение собственного педагогического опыта по формированию осознанности чтения

Разбор значений сложных слов

Подбор слов с противоположным значением

Работа с пословицами и поговорками.

Прогнозирование содержания текста

Работа с планом.

Чтение по ролям

Работа с мнемотаблицами

Осознанность чтения -это умение слагается из понимания смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения

Слайд 12Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить

с помощью интонации голоса: паузы, ударения и другие средства мысли и чувства, которые вложены автором в содержание произведения.

Обобщение собственного педагогического опыта по формированию выразительности чтения

подражание образцу чтения учителя

Хоровое чтение. 

Чтение по ролям

Драматизация текста.

Упражнение над интонацией

Упражнение «Логическое ударение»

Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении выделить с помощью интонации голоса: паузы, ударения

Слайд 13Принципы организации учебного процесса
Обучение должно быть направлено на ослабление недостатков

в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств.

Наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование  проблемных ситуаций.

Необходимо разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке.

На уроке должны рационально сочетаться словесные, наглядные и действенные методы,

Принципы организации учебного процесса Обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование

Слайд 14Выбор диагностических мер для оценки уровня навыка осознанного чтения
педагогическое наблюдение
Исследование звукопроизношения
Исследование

сформированности звуков – слоговой структуры слова.
Исследование навыков языкового анализа и синтеза
Исследование грамматического строя речи
Исследование словаря и навыков словообразования
Методика «Подбор слов - антонимов»
Выбор диагностических мер для оценки уровня навыка осознанного чтенияпедагогическое наблюдениеИсследование звукопроизношенияИсследование сформированности звуков – слоговой структуры слова.Исследование

Слайд 15Динамика роста техники чтения
Результаты диагностик

Динамика роста техники чтенияРезультаты диагностик

Слайд 16Практическая значимость работы
разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности

учителей, работающих в сфере коррекционной педагогики, для повышения эффективности процесса развития навыков выразительности чтения у умственно отсталых школьников.
Диапазон личного вклада в развитие образования

Создание системного подхода в обучении детей с легкой степенью умственной отсталости навыкам осознанного чтения

*Урочная деятельность
*Внеурочная деятельность

Диапазон

Новизна

Практическая значимость работыразработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителей, работающих в сфере коррекционной педагогики,

Слайд 17Список использованной литературы
1. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика. -  Ростов-на-Дону: Март, 2002.

– 352 с.
2. Защиринская О.В. Психология детей с ЗПР. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
3. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004. – 304 с.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004. – 304 с.
            5. Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.
            6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.
            7. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.
            8. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.
            9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М 1986.
            10. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.
11. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). – М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
            12. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966
13.  Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос, 2009. – 293 с.
           14. Ястребова.А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы./ А. В. Ястребова – М.: Просвещение,
Список использованной литературы1. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика. -  Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 352 с.2. Защиринская О.В. Психология

Слайд 18
СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть