Презентация, доклад на тему Формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников

Содержание

Цель исследования: выявить методические условия, способствующие формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников. Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе. Предмет исследования: формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников.Гипотеза исследования: если учитывать аспекты оценки

Слайд 1Формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников (на материале уроков литературного

чтения в 3 классе)

Шейфер И.В.
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент Шункеева О.А.

Формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников (на материале уроков литературного чтения в 3 классе)Шейфер И.В.Научный руководитель:

Слайд 2Цель исследования: выявить методические условия, способствующие формированию функциональной грамотности по чтению

младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе.
Предмет исследования: формирование функциональной грамотности по чтению младших школьников.
Гипотеза исследования: если учитывать аспекты оценки грамотности чтения, такие как: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста, то овладение ими будет способствовать формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.

Цель исследования: выявить методические условия, способствующие формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников. Объект исследования: процесс обучения

Слайд 3В соответствии с целью данного исследования можно определить следующие задачи:
изучить психолого

– педагогическую литературу по проблемам формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников;
изучить методическую литературу по формированию функциональной грамотности младших школьников;
выявить уровень функциональной грамотности по чтению младших школьников;
на основе изученной литературы разработать методику формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников;
проверить эффективность разработанной методики на практике.

В соответствии с целью данного исследования можно определить следующие задачи:изучить психолого – педагогическую литературу по проблемам формирования

Слайд 4Теоретической и методологической базой исследования явились труды педагогов и психологов:
-

по развитию детей С.Л. Рубинштейна и Л. С. Выготского
- по усвоению знаний и развитию детей Б.Блума
- по совершенствованию чтения младших школьников М.И. Омороковой
-по восприятию младшими школьниками литературных произведений О. И. Никифоровой и Л. Рожиной
- по развитию речи учащихся в начальной школе М.Р.Львова и Т.Г. Рамзаевой
- по методике формирования функциональной грамотности Г.А. Рудика и А.А. Жайтаповой.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды педагогов и психологов: - по развитию детей С.Л. Рубинштейна и

Слайд 5 Научная новизна и практическая значимость: в

процесс обучения чтению в начальных классах (3 класс СШЛ № 27) вводится система упражнений по формированию функциональной грамотности младших школьников. Рекомендуемая система в работе имеет практическую значимость для учителей начальных классов и всех тех, кто занимается функциональной грамотностью по чтению младших классов.

Научная новизна и практическая значимость: в процесс обучения чтению в начальных классах

Слайд 6ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы

функциональной грамотности по чтению

Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.

В толковом словаре Евремовой Т.Ф. грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

По мнению Ковалевой Г.С., слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1.1 Психолого-педагогические основы функциональной грамотности по чтениюИсторически термин «грамотность»

Слайд 83 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди

6 5 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 6 3 - читательской грамотности. 




Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников,  готовых  адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28, 6 %);





3 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 6 5 стран мира заняли 49

Слайд 9В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова,

А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской, Н. С. Карпинской исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком.

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.

Н.Д. Молдавской был выдвинут критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения. Этот критерий учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой,

Слайд 10В 50-60 -е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал

таксономию категорий усвоения и классификацию целей обучения, согласно которой процесс обучения начинается на уровне знаний
В 50-60 -е гг. XX века американский психолог Бенжамин Блум разработал таксономию категорий усвоения и классификацию целей

Слайд 111.2 Методические основы формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников

Оморокова М.И.

предлагает задания в виде карточек которые направлены на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений:
А — понимание предметного содержания текста;
Б — понимание обобщенного содержания;
В — понимание скрытой мысли (подтекста), вытекающей из содержания, то есть понимание основной мысли (смысла) текста;

Рудик Г.А. и Жайтапова А. А в работе «Функциональная грамотность по чтению: тетрадь для самообразования и аутентичного оценивания» предложили тренинги, способствующие повышению функциональной грамотности по чтению, но разработаны для учащихся 15-летнего возраста.



А.Н. Леонтьев изложил основопологающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания которые должны лежать в основе работы по развитию функциональной грамотности по чтению.


Вопросами сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П.

1.2 Методические основы формирования функциональной грамотности по чтению младших школьниковОморокова М.И. предлагает задания в виде карточек которые

Слайд 12Предлагаемая система упражнений способствующая формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников:
Критическое

мышление
«Чтение с остановками»
«Вопросы к тексту»
«Работа с вопросником»
«Знаю, узнал, хочу узнать»
«Мозговой штурм»
«Чайки»
«Уголки»
«Логическая цепочка»
«Тонкие и толстые вопросы»
«Десять вопросов по тексту».
Предлагаемая система упражнений способствующая формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников:Критическое мышление«Чтение с остановками»«Вопросы к тексту» «Работа

Слайд 131.3 Аспектный анализ действующей системы обучения по литературному чтению в 3

классе

Результаты анализа учебника «Литературное чтение» 3 класс

1.3 Аспектный анализ действующей системы обучения по литературному чтению в 3 классеРезультаты анализа учебника «Литературное чтение» 3

Слайд 142 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 

2.1 Выявление уровня функциональной грамотности по чтению младших школьников

В основу проверки функциональной грамотности чтения были положены следующие 5 аспектов, свидетельствующие о понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимания его целостного смысла (20% заданий);
выявление информации (20%);
интерпретация текста (20%);
рефлексия на содержание текста (20%);
собственное мнение (20%).

Формула выявления уровня функциональной грамотности по чтению

N к-во правильных ответов
V= ------х ----------------------------------- сл/мин
T 10
V - скорость чтения сл/мин.
N- количество слов в тексте.
T- время в мин

2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ    2.1 Выявление уровня функциональной грамотности по

Слайд 15Вопросы констатирующего эксперимента

Вопросы констатирующего эксперимента

Слайд 16Результаты констатирующего эксперимента 3 «г» (ЭК) и 3 «д» (КК) класса

Результаты констатирующего эксперимента 3 «г» (ЭК) и 3 «д» (КК) класса

Слайд 172.2 Пути формирования функциональной грамотности по чтению младших школьников
Критическое мышление
«Чтение

с остановками»,
«Вопросы к тексту»
«Работа с вопросником»
«Знаю, узнал, хочу узнать»
«Мозговой штурм»
«Уголки»
«Чайки»
«Логическая цепочка»
«Тонкие и толстые вопросы»
«Десять вопросов по тексту».
2.2 Пути формирования функциональной грамотности по чтению младших школьниковКритическое мышление «Чтение с остановками»,«Вопросы к тексту»«Работа с вопросником»«Знаю,

Слайд 18Урок литературного чтения 3 класс
Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Приём «Работа

с вопросником»
Урок литературного чтения 3 классТема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Приём «Работа с вопросником»

Слайд 19Урок литературного чтения 3 класс
Тема: «Поэтический родник»
Прием: «Чайки»

Кто?
Чемоданный бегемот
Что?
Когда?
Как?
Где?

Урок литературного чтения 3 классТема: «Поэтический родник»Прием: «Чайки»Кто?Чемоданный бегемотЧто?Когда?Как?Где?

Слайд 20


На уроках внеклассного чтения также учащимся предлагалось написание проекта «Уроки дедушки

Крылова»

На уроках внеклассного чтения также учащимся предлагалось написание проекта «Уроки дедушки Крылова»

Слайд 21«Синквейн» учащегося 3 «г» класса Абдуллина Романа:

«Синквейн» учащегося 3 «г» класса Абдуллина Романа:

Слайд 22Кластер ученика 3 «г» класса Волков Егора

Кластер ученика 3 «г» класса Волков Егора

Слайд 232.3 Результаты опытно- экспериментальной работы
Вопросы контрольного эксперимента

2.3 Результаты опытно- экспериментальной работыВопросы контрольного эксперимента

Слайд 24Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментального класса (3 «г»)

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментального класса (3 «г»)

Слайд 25Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента контрольного класса (3 «д» )

Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента контрольного класса (3 «д» )

Слайд 26Сравнение результатов проведенных экспериментов

Сравнение результатов проведенных экспериментов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть