Шейфер И.В.
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент Шункеева О.А.
Шейфер И.В.
Научный руководитель: к.п.н.,
доцент Шункеева О.А.
Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.
В толковом словаре Евремовой Т.Ф. грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
По мнению Ковалевой Г.С., слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.
Н.Д. Молдавской был выдвинут критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения. Этот критерий учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного.
Рудик Г.А. и Жайтапова А. А в работе «Функциональная грамотность по чтению: тетрадь для самообразования и аутентичного оценивания» предложили тренинги, способствующие повышению функциональной грамотности по чтению, но разработаны для учащихся 15-летнего возраста.
А.Н. Леонтьев изложил основопологающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания которые должны лежать в основе работы по развитию функциональной грамотности по чтению.
Вопросами сознательного чтения занимались Шереметьевский, К.Д. Ушинский, Воюшина М.П.
В основу проверки функциональной грамотности чтения были положены следующие 5 аспектов, свидетельствующие о понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимания его целостного смысла (20% заданий);
выявление информации (20%);
интерпретация текста (20%);
рефлексия на содержание текста (20%);
собственное мнение (20%).
Формула выявления уровня функциональной грамотности по чтению
N к-во правильных ответов
V= ------х ----------------------------------- сл/мин
T 10
V - скорость чтения сл/мин.
N- количество слов в тексте.
T- время в мин
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть