Слайд 1Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
(опыт работы)
Слайд 2Китайская пословица гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать-и
Актуальность
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно! -инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Слайд 4Цель:
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Развивать
познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Формировать умение детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Слайд 5Основное содержание «исследований» предполагает:
расширение представлений детей о явлениях и объектах
окружающего мира;
уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других.
Слайд 6Моя работа началась с изучения методической литературы а так же создания
предметно-развивающей среды-главного условия для развития творческой,исследовательской активности дошкольников.
Я оформила в группе Центр экспериментирования, разложив материал в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Слайд 7Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности:
Речевая
деятельность (беседы, чтение, заучивание стихов, отгадывание загадок)
Познавательно-исследовательская деятельность (НОД, рассматривание иллюстрации, наблюдение на прогулках)
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
Игровая деятельность (дидактическая игра, игры: с водой, песком)
Двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физминутки)
Экспериментальная деятельность ( проблемная ситуация,исследование, опыты)
Работа с родителями (консультации)
Слайд 8Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира предполагает формирование у
них следующих представлений:
Выявление свойств воды;
Выявление свойств снега и льда;
Выявление свойств воздуха;
Выявление свойств песка и глины;
Знакомство детей с условиями необходимыми для жизни растений.
Слайд 9Отношение на занятиях я строю на основе партнерства. Большую радость, удовлетворение
и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворение от проделанной работы.
В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Слайд 10Беседуя о воде дети совместно с воспитателем изготавливают коллажи, используя их
в других видах деятельности
Слайд 11Знакомясь со свойствами воды, дети узнают, что вода не имеет формы
и вкуса
Слайд 14При низкой температуре замерзает
Слайд 15Наблюдая за снегом, дети делают вывод, что снег состоит из множества
снежинок разной формы
Слайд 16При любом источнике тепла, снег тает
Слайд 17Работая по теме: «Невидимка воздух» дети узнают, что воздух невидимый, прозрачный
Слайд 18Воздух легкий и может двигаться под действием ветра
Слайд 20Как происходит загрязнение воздуха
Слайд 21Знакомя детей со свойствами песка дети делают выводы, что песок состоит
из мелких песчинок круглой формы и находятся отдельно друг от друга, сыпучий, рыхлый, песчинки передвигаются
Слайд 22Сухой песок и глина не формируется, а влажный песок и глина
хорошо формируется
Слайд 23Работая по теме: «Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» я
отметила, что мои дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщение. У них расширяется кругозор, развивается наблюдательность. Усовершенствуются разные формы речи - диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности у детей обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Слайд 24Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного
взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимали активное участие в зимних постройках на участке. В «Родительском уголке» можно увидеть консультации на темы: «Дыхательная гимнастика для детей», «Влияние свежего воздуха на организм», «Строим замки из песка», проводились индивидуальные беседы о закаливающих процедурах детей. Родители помогают пополнять Центр экспериментирования необходимыми материалами и оборудованием.