Презентация, доклад на тему Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 3-4 классах

Содержание

Книга –это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…А.И.Герцен

Слайд 1Формирование читательской грамотности учеников

3 – 4классов на уроках литературного чтения
Формирование читательской грамотности учеников           3 – 4классов

Слайд 2Книга –это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно

оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…

А.И.Герцен
Книга –это духовное завещание одного поколения другому. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали,

Слайд 3Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем

овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями

Слайд 4Уровни читательской грамотности.
-связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий

уровень читательской грамотности говорит о том что такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. 
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту .
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Уровни читательской грамотности.-связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.Высокий уровень читательской грамотности говорит о том что

Слайд 5 В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным

концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения 
В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение

Слайд 6 Формы и виды работы
Литературные конкурсы,

викторины с использованием ИКТ;
Ведение и изучение читательских дневников;
Создание классной библиотеки;
Уроки читательского мастерства;
Презентации по творчеству писателей;
Для подготовки к урокам дополнительная литература;
Тесное сотрудничество со школьной библиотекой
День первой книги( прощание с букварём);
Проблемно- поисковые ситуации;
Беседы, дискуссии;
Семейное чтение.

Формы и виды работыЛитературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;Ведение и изучение

Слайд 7 Методы и приёмы работы с текстом

Методы и приёмы работы с текстом

Слайд 8 Нестандартные уроки
Урок – сказка


Урок – экспедиции(очные и заочные)
Урок – КВН
Урок – соревнование
Урок – исследование
Урок – деловая игра, ролевая игра.
Урок – лекция
Урок – интегрирование
Урок – инсценирование
Урок - диалог

Нестандартные урокиУрок – сказка       Урок – экспедиции(очные и заочные)Урок –

Слайд 9Виды упражнений для совершенствования навыка чтения.
Упражнения в орфоэпическом произношении;
Упражнения, вырабатывающие внимание

к слову.
упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память( зрительные диктанты Федоренко, жужжащее чтение);
упражнения, развивающие гибкость и скорочтения вслух и про себя;
Упражнения для развития осознанного чтения;
Упражнения для формирования правильности чтения;
Упражнения для развития беглого чтения;
Упражнения для развития выразительного чтения.

Виды упражнений для совершенствования навыка чтения.Упражнения в орфоэпическом произношении;Упражнения, вырабатывающие внимание к слову.упражнения, развивающие оперативное поле зрения

Слайд 10 Технология критического мышления (РКМЧП)
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.
 1

этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 
2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 
3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
 Технология критического мышления (РКМЧП)Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов. 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит

Слайд 11Можно использовать следующие приёмы работы:
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его

проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Можно использовать следующие приёмы работы:Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной

Слайд 12Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по

выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём

Слайд 13Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового материала,

так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например,

Слайд 14Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь

учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины,

Слайд 15

Рассмотрим на примере приема «тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов



Слайд 16

Анкета для читателя.
Хороший ли я читатель?
Задумывались ли Вы о том, как надо правильно читать? Что происходит в Вашей голове, когда Вы читаете? Что такое активный, эффективный, гибкий читатель? Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: ДА, НЕТ, ИНОГДА.
1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______
2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______
3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______
4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______
5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______
6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______


Слайд 177. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта

часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______
9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______
10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____
11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______
12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по

Слайд 18Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

Подсчёт результатов: Да – 1 балл; Нет – 0 баллов; Иногда – 0,5 балла.

Слайд 19Анализ результатов: 12 баллов – очень хороший читатель; 6 баллов – средний уровень; Менее

6 – надо улучшать умения читать.


Анализ результатов: 12 баллов – очень хороший читатель; 6 баллов – средний уровень; Менее 6 – надо

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть