Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« детский сад комбинированного вида №11
города Шебекино Белгородской об дошкольное ласти»
Я-КОНЦЕПЦИЯ
подготовлено к выступлению на методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений
Автор: курлыкина
наталья михайловна
Слайд 2Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в
молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству:
«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве... Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».
Слайд 3Я-концепция
— так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о
себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе.
- не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» — подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? »
Слайд 4
3. поведенческая составляющая — практическое отношение к себе, производное от первых
двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д.
Составляющие Я-концепции
Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты:
2. оценочная составляющая (самооценка) — это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
1. познавательная составляющая — знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей;
Слайд 5Я-концепция формируется под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия с другими
людьми.
Особенно важно общение и взаимодействие с близкими людьми, теми, чье мнение и отношение и чья оценка наиболее значимы для человека.
Российский император Петр III (1728-1762), царствование которого длилось всего 6 месяцев, вызывает у историков разноречивые оценки. С одной стороны, Петр III провел три важнейшие реформы: освободил дворянство от обязательной службы, положил начало обращению церковных земель в светские и ликвидировал Третью канцелярию - сыскное политическое ведомство.
С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III - яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать.
Слайд 6Уже в первые годы жизни у ребенка начинает складываться представление о
себе и отношение к себе на основе отношения к нему родителей, братьев и сестер. В дальнейшем значимыми становятся и оценки сверстников, воспитателей детского сада, учителей. Развиваясь под влиянием контактов с другими людьми, Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором, на основании которого ребенок строит свои взаимодействия с другими людьми.
В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников.
Р
а
з
в
и
т
и
е
Я-к
о
н
ц
е
п
ц
и
и
Слайд 7По мнению известного американского психолога Вирджинии Сатир,
«все боли человека, его
проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления — все это результат низкой самооценки, которую люди не могли ни осознать, ни изменить».
Повышение самооценки через осознание своей самоценности, уникальности, неповторимости, а также стремление к самосовершенствованию — необходимые условия для благоприятного развития Я-концепции в подростковом возрасте.
Слайд 8Основные функции Я-концепция
По мнению психологов, Я-концепция имеет три основные функции в
психической жизни человека:
.
1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности;
2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт;
3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти
Третья функция является центральной.
Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом.
Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе.
Слайд 9Структура
Я-концепции
В структуре Я-концепции можно
выделить:
1) реальное «Я» — представления человека о своих
реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;
2) идеальное «Я» — представления человека о том, каким он хотел бы стать;
3) зеркальное (социальное) «Я» — представления человека о том, каким его видят другие люди.
Слайд 10- твердой убежденностью в импонировании другим людям,
- уверенностью в способности
к тому или иному виду деятельности,
- чувством собственной значимости.
Положительная "Я-концепция"
определяется тремя факторами:
Слайд 11Это касается всех сторон жизни ребенка - его физического развития, социальных
навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.
Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде.
Родители, воспитатели, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах.
Слайд 12Проект стандарта дошкольного образования,
определяя обязательный минимум содержания программы,
реализуемой в
ДОУ, выдвигает ряд требований
к социально-личностному развитию воспитанников:
Развитие положительного
отношения
ребёнка к себе,
другим людям,
окружающему миру;
Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях
Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод
Воспитание положительного
отношения ребёнка
к окружающим людям
Развитие у детей чувства
ответственности
за другого человека,
общее дело, данное слово
Формирование у детей социальных навыков:
освоение различных способов разрешения
конфликтных ситуаций, умений договариваться,
соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Слайд 13Физическое развитие
Познавательно-речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
«Физическая культура» «Здоровье»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Познание»
«Музыка»
«Художественное творчество»
«Социализация»
«Труд»
«Безопасность»
СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГТ)
Слайд 14Учитывая обязательный минимум содержания программы,
реализуемой в ДОУ, в нашем дошкольном
учреждении определено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация»
Занятия по данной программе дают возможность
детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя,
раскрыть внутренний личностный потенциал, понять себя и другого,
пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Это связано
с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно
сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая
себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует
любить и развивать.
Слайд 15Социализация
развитие игровой деятельности детей;
приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Слайд 16(продолжение)
приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при
осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Слайд 17Социальный портрет
выпускника ДОУ
Представление о себе как о личности, любознательность, активность;
Эмоциональная
отзывчивость к другим людям;
Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве); способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Слайд 18Требования к социально личностному
развитию дошкольников
развитие положительного отношения ребёнка к себе,
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
Слайд 19Принципы организации процесса социального воспитания:
Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Слайд 20ВЫПУСКНИК ДОУ: … и
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем
социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах.
Представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе.
Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков
Слайд 21Дошкольное учреждение –
социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании
социализации детей.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным
периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями.
Слайд 22Игра
ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень
важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Слайд 23Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б.
Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Элькольн Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.
Слайд 24Основные принципы игровых занятий, на которые настроена программа, являются следующие:
1. Принцип
свободного участия
2. Принцип взаимного уважения
3. Принцип осознанности
4. Принцип рефлексии
5. Принцип проведения игры сказки.
Слайд 25Содержание занятий может быть упрощено или усложнено
в зависимости от возрастных
и личностных особенностей
воспитанников конкретной группы.
Предполагаемый результат:
- развитие социальной компетентности
- развитие коммуникативных навыков
- коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной)
- развитие чувство самоценности
- коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
Слайд 26- снизить у дошкольников эмоциональное напряжение
- создать в процессе занятий положительное
эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого
- способствовать формированию у дошкольников умений выражать свое настроение
- содействовать преодолению ребенком негативных переживаний и снятие страхов
оказывать детям поддержку в формировании адекватной
самооценки, самопринятии, уверенности в себе
Слайд 27Для этого необходимо:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей
создание единой
системы работы администрации,
педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей
совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного
стиля общения, добиваться уважения и доверия детей
формирование у детей социальных навыков
профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
Слайд 28Виды детской деятельности:
Игровая (сюжетные игры; игры с правилами);
Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор;
речевая ситуация; составление, отгадывание загадок и др.);
Двигательная (подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования);
Продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов);
Трудовая (совместные действия; дежурство; поручения);
Познавательно-исследовательская (наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта);
Музыкально-художественная (слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры);
Восприятие художественной литературы (чтение; обсуждение; разучивание)