Слайд 1Эколого-оздоровительная
работа в ДОО
Соловьева Надежда Сергеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида №186»
Слайд 2Социальный заказ общества
воспитание здоровой, компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной
личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства.
Слайд 3«Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не
будет…»
Бертран Рассел
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
Артур Шопенгауер
Слайд 4«Здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а
не только отсутствие заболеваний и физических дефектов» (ВОЗ)
«Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» (Словари(БСЭ))
Слайд 5Духовное здоровье человека
- это система его мышления и отношение
к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Слайд 6Физическое здоровье человека
Двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной
гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека.
Слайд 7Критерии оценки состояния здоровья
— отсутствие болезней;
— нормальная
работа организма;
— психическое, физическое и социальное благополучие;
— способность полноценно работать;
— стремление к творчеству;
— способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
Слайд 8Личное(индивидуальное) здоровье человека зависит:
на 20% от наследственных факторов
на 20% от условий
среды
на 10% от уровня развития медицины и здравоохранения
на 50 % от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, культуры
Слайд 9Здоровый образ жизни -
это “поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах,
направленных на сохранение и укрепление здоровья” (формулировка авторов программного документа “К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний”. Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г.С.Жуковский и др., 1994).
Слайд 10Компоненты здорового образа жизни:
— необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма
в движении;
— закаливание, повышающее сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;
— рациональное питание (полноценное и сбалансированное);
— режим труда и отдыха;
— правильное экологическое поведение;
— эмоциональная и психическая устойчивость;
Слайд 11Здоровый образ жизни с раннего детства
— это фундамент долголетия и
крепкого здоровья в зрелом возрасте
Слайд 12Дошкольное образовательное учреждение призвано
создать основу для развития ребёнка и обеспечить максимально
благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.
Решающим фактором сохранения и укрепления здоровья детей-дошкольников является создание здоровьесберегающих, здоровьеукрепляющих условий в дошкольных учреждениях
Слайд 13По данным научного Центра здоровья детей РАМН
около 85 % детей
имеют отклонения в состоянии здоровья от лёгкой степени выраженности до тяжёлой патологии.
Слайд 14Эколого-оздоровительная работа
- это специально организованная деятельность педагогов, медицинских работников и
родителей по оздоровлению детей и профилактике здорового образа жизни посредством экологического воспитания и естественных сил природы. [Е.Алексеева]
Слайд 15Программа «Мир вокруг – здоровью друг»
Цель: формирование основ экологической и
валеологической культуры, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей дошкольного возраста.
Слайд 16Основные задачи:
сформировать представления о
- позитивных факторах, влияющих на
здоровье;
- правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня;
- ежедневной потребности в двигательной активности;
- о ценности природы и правилах поведения в ней;
- негативных факторах (с учётом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.);
- влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
Слайд 17Основные задачи:
научить детей:
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих
сохранять и укреплять здоровье;
- выполнять правила личной гигиены и на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- оздоровлению организма посредством приобретения навыка правильного дыхания, физических упражнений, использования природных факторов;
- оценивать состояние природных объектов, степень их опасности для здоровья
Слайд 18Основные задачи:
сформировать:
- умения в разнообразной деятельности в природе
и экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;
- представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- потребность проявлять активность в решении экологических проблем; в здоровом образе жизни;
Слайд 19Основные задачи:
активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей
здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями;
изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии оздоровления детей факторами природы;
обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями и природным окружением.
Слайд 20Планируемые результаты:
Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОУ и
семье.
Формирование у дошкольников основ экологической культуры и основ валеологического сознания.
Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
Овладение детьми, родителями и педагогами элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.
Слайд 21Научно-методическое обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.
Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 –13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №186»
Слайд 22Научно-методическое обеспечение программы
Теоретические концепции:
Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного
периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.
Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
Слайд 23Научно-методическое обеспечение программы
Методическое оснащение:
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Методика коррекции
зрения В.Ф. Базарного.
Методика игрового обучения С. и Е. Железновых.
Аэрофитотерапия по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук.
Фитотерапия по Н.И. Куракову.
Закаливание водой, воздухом и солнцем, по методикам Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Змановского.
Элементы хатха-йоги.
Психогимнастические этюды по М.И. Чистяковой.
Коммуникативные игры по К. Орфу, В.А. Жилину, Е.В. Рыбак.
Музыкотерапия по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.В. Машкову.
Зоотерапия по В.Д. Ильичеву.
Цветотерапия по В.М. Бехтереву, Э.М. Гейлу, Э.Д. Бэббиту и т.д.
Слайд 24Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
готовностью педагогов к осуществлению экологического
и валеологического образования детей;
личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
построением эколого-оздоровительной среды в дошкольном учреждении;
активным участием родителей в воспитательном процессе;
установлением связей ДОУ с учреждениями дополнительного образования.