Слайд 1Эффективные подходы в развитии интеллектуальных и конструкторских способностей в процессе лего-конструирования
(из
опыта работы)
Подготовила:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Кулинка Ольга Юрьевна
Слайд 2Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно - деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать используя ЛЕГО –конструкторы.
ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ЛЕГО позволяет детям учиться играя, играя обучаться в игре.
ЛЕГО - конструирование – это современное средство обучения детей, средство развития интеллектуальных и конструкторских умений.
Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях, на зарядке, в свободной деятельности и еще являюсь руководителем кружка «Юный техник».
Главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.
Слайд 3Прежде всего я в группе создала условия для развития конструкторских способностей.
Слайд 12Структура занятий кружка по ЛЕГО-конструированию следующая:
Первая часть занятия - упражнения
на развитие логического мышления (длительность до 10 минут) Цель первой части: развитие элементов логического мышления.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию .
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Слайд 13В средней и группе я на занятиях знакомила детей с разными
видами конструкторов, а в старшей упор делаю только на ЛЕГО- конструктор.
На своих занятиях я использую игры на развитие логического мышления, такие как:
-«Выложи по памяти». Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из счетных палочек выкладывают по памяти изображение.
«Составь цепочку». Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности. Можно использовать любой конструктор.
- «Найди деталь по ориентирам». Педагог предлагает рассмотреть 5-8 деталей конструктора, закрепить их название. Раскрадывает их на столе. По словесной инструкции педагога (например, я задумала деталь, справа от неё красный кирпичик, а слева жёлтый кубик) ребенок находит задуманную деталь.
Слайд 14«Куда села бабочка» . Педагог раскладывает несколько деталей конструктора, по словесной
инструкции, например, «Бабочка села на белый кубик, или бабочка села на синий блок 1*6», ребенок выполняет задание и садит бабочку на указанную деталь.
«Найди все кубики на ощупь». Педагог предлагает на ощупь в мешочке найти заданные детали.
- Игра «Таинственный мешочек». Ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.
«Четвертый лишний», Взрослый предлагает ребенку из четырех деталей конструктора найти деталь, не соответствующую данной группе, и объяснить свой выбор.
Д/И с деталями конструктора ТИКО, ЛЕГО (классификация по цвету, форме).
Слайд 15Д/И: «Сложи узор» - «Желто-красный узор».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку
и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. Можно убрать карточку и предложить сложить узор по памяти.
Можно предложить сложить узор из любого конструктора (ТИКО, геометрического, магнитного и т.д.)
Слайд 16Также в совместной деятельности использую игры и упражнения с использованием ЛЕГО:
Игра «Чья команда быстрее построит?», работа в парах или в командах
Каждая пара (команда) получает образец постройки из ЛЕГО.
Сначала нужно договориться, кто какую часть будет собирать. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такая же работа, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета, как на образце).
Игра «Построй и расскажи» (индивидуально или в парах)
Возьмите по 6 деталей конструктора, назовите их. Необходимо построить из всех деталей одну постройку и придумать, что построили. Когда построите, один из команды расскажет, что построили. .
Слайд 17Игра «Самая высокая и устойчивая башня».
За ограниченное количество времени каждой группе
нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно обязательно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить. Башня должна быть полая внутри.
Расскажите о своей башне. Сравним башни.
Игра «Собери модель по ориентирам».
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе.
Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол»,
«левый нижний угол»,
«правый верхний угол»,
«правый нижний угол»,
«над», «под»,
«слева от», «справа от».
Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол и т.д.
Слайд 18 Игра «Составь узор».
Предложить самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать
бабочек, цветы и т. д.
Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Магазин». Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.
Слайд 19Безусловно, ЛЕГО конструирование положительно влияет на развитие ребенка- на интеллектуальное развитие
и развитие конструкторских способностей. Это проявляется в том, что ребенок приобретает соответствующие знания и умения. Какие?
- Выслушивает ответы воспитателей и обобщает.
- обучается счету и упражняется в счете;
- овладевает эталонами цвета, по-разному сочетает цвета;
- овладевает мыслительными операциями сравнения, синтеза, анализа, моделирования,
- развивает глазомер, выясняет, на что похож предмет и чем он отличается от других;
- развивается пространственное мышление;
- развивается математическая речь детей за счет пополнения словаря такими словами, как вверху, внизу, справа, слева, прибавить, убавить и т.д.;
- ребенок закрепляет знание геометрических фигур;
- знакомится с пространственными понятиями «симметричность» и «асимметричность».
Слайд 20Мастер –класс по ЛЕГО-конструированию с участием детей и родителей 27 ноября
2018 г.
Слайд 28«ДОМ ИЗ ДВУХ КОМНАТ С ДВЕРЬЮ И ОКНОМ»
«КОЛОДЕЦ»