Слайд 1Эффективное взаимодействие педагога
с родителями
Слайд 2Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом
ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость.
И если опытные воспитатели чувствуют себя более уверенно в этих вопросах, то молодые специалисты зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Слайд 3Способы сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый
Принцип «сэндвича». В
разговоре с
родителями педагогу следует делать
акцент не на обвинении, а на
совместном поиске путей решения
проблемы, что поможет сделать
общение более эффективным.
Беседу лучше начать, рассказав о
ребенке хорошее, а затем переходить
к неприятным моментам. Завершать
такой разговор следует тоже на
хорошей ноте. Сообщая неприятные
моменты, нужно говорить о проступке
ребенка, а не о его личности.
Слайд 4Способ второй
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом. Можно
использовать такие речевые штампы:
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ... » (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
« Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ... )
«Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ... ».)
« Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить ..?» (Сравните: «У Саши ( такие-то проблемы) .., вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»
«Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
«Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Слайд 5Способ третий
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе. При таком
способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка.
Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Слайд 6Способ четвертый
Применение при общении стиля «адвокат». При таком стиле
общения
педагог встает на позицию уважения и
заинтересованности к родителям, задавая себе
следующую внутреннюю установку:
Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся
найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся.
Если это произошло, значит, на это все же есть
какие-то причины.
Для меня важно не выявление этих причин
(кто прав, кто виноват - решать не мне),
не выражение своего одобрения или порицания,
а оказание помощи в сложившейся ситуации.
Я педагог, и моя профессиональная задача –
дать знания ребенку, которые он сможет
использовать в жизни.