Слайд 1Двигательная активность как условие здоровья и хорошего настроения для взрослых и
детей (тренинговые упражнения 5-7 минут)
Подготовила: Колесникова Е. Б.
Слайд 2
В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка
дошкольного возраста занимает особое место.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, происходит становление двигательных способностей, а также формирование двигательных качеств, навыков и умений, которые тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием личностных, нравственно-волевых черт личности.
Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающегося организма!
Слайд 3
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье
детей, их физическое и общее развитие.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Движение является средством познания
окружающего мира. Двигательные
действия, совершаемые ребенком,
достаточно разнообразны.
Способствуя удовлетворению
потребности ребенка в движении,
они одновременно и развивают его.
Слайд 4Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но
и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Таким образом, от успешного решения задач физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит развитие личности ребенка.
Слайд 5Основные задачи физического воспитания
в дошкольном образовательном учреждении:
1. охрана жизни и
укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
2. достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;
3. воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать);
4. формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;
5. содействие формированию правильной осанки и
предупреждение плоскостопия;
6. формирование представлений и знаний детей о своем
организме, здоровье, о путях его сохранения и укрепления,
о пользе занятий физическими упражнениями, об основных
гигиенических требованиях и правилах;
7. формирование привычки к здоровому образу жизни,
желания заниматься физическими упражнениями
(в том числе не ради достижения успеха как такового,
а для собственного здоровья).
Слайд 6В фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у детей двигательных навыков,
которая реализуется в разнообразных формах двигательной деятельности.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки и т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2–3 лет — 15 мин., 3–4 лет — 15–20 мин., 4–5 лет - 20–25 мин., 5–6 лет - 25–30 мин., 6–7 лет — 30–35 мин.
Третье место отводится самостоятельной двигательной
деятельности, возникающей по инициативе детей.
Она дает широкий простор для проявления их
индивидуальных двигательных возможностей.
Продолжительность ее зависит от индивидуальных
проявлений детей в двигательной деятельности.
Слайд 7Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация
должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.
Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется с физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. В гимнастику могут быть перенесены отдельные яркие эпизоды с прогулки, НОД по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования имитации.
Утренняя гимнастика может проводиться
в разных формах:
- традиционный комплекс утренней гимнастики,
- утренняя гимнастика в игровой форме,
- с использованием полосы препятствий,
- с включением оздоровительных пробежек,
- с использованием простейших тренажеров
Слайд 8Двигательная разминка проводится во время перерыва между различными видами деятельности. Она
позволяет отдохнуть от умственной нагрузки, способствует увеличению двигательной активности детей.
Занятия строятся в определенной последовательности:
сначала упражнения, вызывающие меньшую затрату сил, а затем с большей нагрузкой.
Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекают в работу большие группы мышц (например, наклоны туловища, приседания), то нужно меньшее количество повторений, примерно 4—5, а после короткой паузы — еще 2—3.
Движения, требующие участия меньшего количества мышц (например, подъем и опускание рук, поднимание на носки), можно повторить 6—8 раз и после паузы еще 3—4 раза.
Организуя занятие, сначала предложите
выполнить 5—6 имитационных (подражательных)
движений: одно для рук и плечевого пояса,
2—3 упражнения для туловища, затем для ног —
приседания, прыжки или бег.
В заключение комплекса — спокойная ходьба.
Приветствуется проведение гимнастики дополнять
музыкальным сопровождением.
Оптимальная продолжительность таких занятий — 5-7 мин.
Слайд 9Рассмотрим несколько примерных комплексов
двигательной разминки для дошкольников
Для детей З-х
лет
1. Ходьба в среднем темпе, свободно размахивая руками. Выполнять 20—30 с.
2. «Птица машет крыльями». И. п. — стоя, слегка расставив ноги. Поднимать руки в стороны и опускать их вниз, помахивая кистями. Повторить 3—5 раз.
3. «Пузырь». И. п. — то же. Присесть и выпрямиться с разведением рук в стороны. Повторить 4—6 раз.
4. «Срывание цветов». И. п. — то же. Наклонить туловище вперед-вниз и выпрямиться. Руками производить движения, имитирующие срывание цветов. Повторить каждой рукой 3—5 раз.
5. «Колеса паровоза». И. п. — то же. Согнуть руки
в локтях и отводить локти назад, производя
круговые движения руками. Повторить 4—6 раз.
6. «Птицы клюют». И. п. — то же. Присесть
на корточки с постукиванием пальцами о колени
и выпрямиться. Повторить 2—3 раза.
7. Бег по комнате в течение 1—2 мин, свободно
размахивая руками.
8. Спокойная ходьба 1—3 мин.
Слайд 10
Для детей 4—5 лет
1. Ходьба с ускорением и замедлением темпа в
течение 30—40 с.
2. «Сильные руки». И. п. — стоя, слегка расставив ноги. Согнуть руки до уровня плеч, сжав пальцы в кулаки. При опускании рук разжать их. Повторить 4—6 раз.
3. «Пчелка». И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед, затем выпрямиться, опустить руки и отвести назад. Повторить 4—6 раз.
4. «Дровосек». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях. Наклониться вперед, одновременно опустив руки между коленями, стараясь их не сгибать. Повторить 5—8 раз.
5. «Согревание рук». И. п. — стоя, слегка расставив ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью
согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и
опустить вниз. Повторить 3—5 раз.
6. «Кузнечик». И. п. — сидя на полу с опорой сзади,
ноги вытянуты. Поочередно сгибать ноги, скользя ступнями
по полу, и возвращаться в и. п. Повторить 4—6 раз каждой
ногой.
7. Бег 1—2 мин с ускорением и замедлением.
8. Медленная ходьба на носках, стараясь тянуться головой
и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на
всей ступне. Выполнять 1—2 мин.
Слайд 11Для детей от 6 до 7 лет
1. Ходьба с разным положением
рук (вверх, в стороны, назад). Выполнять 30—40 с.
2. «Петушок». И. п. — стоя, слегка расставив ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью прямыми руками, развести их в стороны и опустить вниз. Повторить 3—5 раз.
3. «Журавль на болоте». И. п. — стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок под коленом. Повторить 4—6 раз одной и другой ногой.
4. «Катание на лыжах». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки. Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть ноги в коленях и опустить руки вниз-назад; затем выпрямиться. Повторить 6—8 раз.
5. «Пришей пуговицу». И. п. — стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить руки в стороны, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.
6. «Вертушка». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Одну руку положить на противоположное плечо, другую заложить за спину. Поворачивать туловище направо и налево, свободно перебрасывая руки. Повторить 4—6 раз в ту и другую сторону.
7. «Цапля». И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить прямую в и. п. Повторить 4—6 раз одной и другой ногой.
8. «Мельница». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище в левую сторону, одновременно поднять правую руку вверх. Затем выпрямиться, опустив руку, и повторить в другую сторону. Выполнить по 2—4 раза в каждую сторону.
9. Прыжки. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Выполнять 20—30 с.
10. Ходьба, делая руками хлопки впереди, вверху и сзади туловища. Выполнять 1—2 мин.
Слайд 12Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в перерывах между занятиями, а также в процессе НОД.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Упражнения, включаемые в физкультминутки, должны вызывать у детей интерес, быть интенсивными. Продолжительность физкультминуток - 2-3 мин.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, сюжета из имитационных движений, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Целесообразно подбирать 3-4 упражнения,
закончить физкультминутки можно прыжками,
бегом на месте или ходьбой.
Подвижные игры в качестве физкультминуток могут
использоваться во всех видах НОД.
Следует подбирать игры средней, малой подвижности,
не требующие большого пространства, с несложными,
хорошо знакомыми детям правилами.
Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием НОД, так как могут быть проведены в любой его части в любое, по усмотрению воспитателя, время.
Слайд 13Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Подвижные игры как основная двигательная деятельность
детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.
Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения
по физическому воспитанию. Важно, чтобы
в распоряжении детей был игровой материал,
физкультурные пособия и инвентарь,
стимулирующий двигательную активность.
Поэтому чрезвычайно важны поиски новых
форм и содержания ролевых игр.
Слайд 14
Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний
возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей.
Индивидуальная работа начинается с раннего возраста.
Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.
Таким образом, сложные задачи
индивидуальной работы и работы
с небольшими группами детей требуют
от воспитателя тонкого мастерства,
чуткого отношения к детям, строгого
сравнительного учёта результатов работы,
показывающего прогресс психического и
физического развития детей.
Слайд 15Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение
детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: физические упражнения лежа, сидя в кровати, около кровати, перестроения, спокойная ходьба, бег, прыжки, упражнения, содействующие формированию осанки и стопы, танцевальные движения под музыку, игровые упражнения, элементы самомассажа, дыхательные упражнения, пробежки по массажным дорожкам, ряд элементов закаливания (умывание, полоскание горла холод- ной водой и т.п.).
Нагрузка должна быть незначительной, так как основная задача - привести организм ребенка в бодрое состояние после сна, содействовать переходу к более интенсивной деятельности.
Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации.
Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением,
но движения должны быть, все же, знакомы детям.
После сна ребенок не может четко воспринимать новые действия.
Количество повторений каждого движения зависит от желания и
физического состояния детей.
Комплекс проводится в течение 5-7 минут.
Слайд 16
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые
мероприятия.
К таким мероприятиям относится:
день здоровья,
физкультурный досуг,
физкультурно-спортивные праздники на воздухе,
игры-соревнования,
спартакиады и др.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада
Слайд 17Важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе
физического воспитания в дошкольных учреждениях, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.
Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
Только в таких условиях, возможно воспитать
гармонично развитую личность!