Презентация, доклад на тему Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ

Содержание

Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры краеведения во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и

Слайд 1«Духовно-нравственное и
гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ»
«Чем дальше в будущее

входим,
тем больше краем родным мы дорожим…»

МБУ детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус

Подготовила:
воспитатель- Тришина Юлия Юрьевна

г. Тольятти

«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ» «Чем дальше в будущее входим, тем больше  краем родным

Слайд 2Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе

культуры краеведения во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) - это воспитание его души, нравственных качеств и идеалов, чувства гражданственности и патриотизма средствами искусства, народной музыки, устного народного творчества, краеведческой работы и т. д.
Духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основе культуры краеведения во всех формах ее

Слайд 3 В ФГОС ДО и других документах об образовании определён социальный

заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, умеющего воспринимать целостность окружающего мира, умеющего непосредственно эмоционально относиться к окружающим людям, сочувствовать к их нуждам и переживаниям.

В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007 г.) краеведческое воспитание определено, как формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.

В Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С., на основе которой разработана Основная общеобразовательная программа нашего детского сада, отмечено, что духовно- нравственное и патриотическое воспитание, включая и краеведение рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка

В ФГОС ДО и других документах об образовании определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного,

Слайд 4 Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной

России преодолевает глубокий духовный кризис и в современном обществе частично утеряны ценностные ориентиры, поэтому большое значение имеет формирование патриотической позиции.

Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности поколений.

Акцент - на знание истории народа, его духовно-нравственных традиций и культуры нашего народа, знание о своем крае, – ребенок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние.

Актуальность проблемы выражается в том, что гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный кризис и

Слайд 5Краеведческое воспитанием в ДОУ:
формирование представлений у детей о Малой Родине, о

ее историческом прошлом, о настоящем и будущем;
изучение культурных традиций родного края;
знакомство с его достопримечательностями;
формирование чувства гордости за свой край;
воспитание бережного отношения к природе, народному достоянию.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми.

Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Опора в работе по краеведению делается на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения

Краеведческое воспитание оно осуществляется во всех видах детской деятельности

Краеведческое воспитанием в ДОУ:формирование представлений у детей о Малой Родине, о ее историческом прошлом, о настоящем и

Слайд 6 Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего

свой край, приобщение детей дошкольного возраста к культуре народа, его истокам, языку, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.

Задачи:
обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы;
создание предметно - развивающей среды в группе;
улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы воспитания по проблеме на основе краеведения;
расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся

Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, приобщение детей дошкольного возраста

Слайд 7 Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс;

расширяет кругозор дошкольников, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания; способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений; вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни.

Объединяя материалы по территориальному признаку, краеведение позволяет углубить представление о своей малой родине, помогает им осознать свою сопричастность к прошлому родного поселка, села, края.

Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс; расширяет кругозор дошкольников, совершенствует их умение

Слайд 8Целенаправленную работу по нравственно–патриотическому воспитанию педагоги нашего дошкольного учреждения проводят на

протяжении нескольких лет. Она проводится по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Это тщательно спланированный, кропотливый, ежедневная труд.

Модель развития включает в себя: развития интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, играми и фольклором.

Целенаправленную работу по нравственно–патриотическому воспитанию педагоги нашего дошкольного учреждения проводят на протяжении нескольких лет. Она проводится по

Слайд 9

Принципы
работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитание через краеведение в ДОУ


Принцип ценностно-ориентированного подхода


Принцип учета
возрастных особенностей


Принцип развития личностных качеств ребенка


Принципы свободы и самостоятельности, народности




Принцип гуманно-творческой направленности и наглядности

Принцип системности, последовательности и занимательности

Принципы опоры на ведущую деятельность, адресности и активности .


Принципы проблематизации, культуросообразности

Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом требований ФГОС ДО :
комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
использование необходимого и достаточного материала,
введение культурных и региональных компонентов;
построение предметно - развивающейся среды ( отражение в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).

Принципы работы по духовно-нравственному и патриотическому

Слайд 10В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя

все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; знакомством жизнью православных святых и защитниках земли русской; знакомством с архитектурой, иконографией.
А также прослушивание колокольного звона, духовой музыки; участие в конкурсах и фестивалях, олимпиадах; экскурсии в храм, в музеи и на природу;. Знакомство с достопримечательностями Самарской области и города Тольятти, с символикой городов Самары и Тольятти.

Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте

Основные формы познания краеведения – наблюдение и подведение итогов, включающие в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.п.

В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором,

Слайд 11 Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания

детей через краеведение. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея - за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу.
Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями.
Семья ребенка - ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей через краеведение. В основе новой

Слайд 12Критериями оценки объективной результативности в качестве обобщенных оценочных показателей выступают количественные

и духовно-нравственные параметры: толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на любовь и защиту родного края и Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей.

В результате работы
повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей через краеведение,
оптимизируется взаимодействия с родителями,
происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ,
расширение связей ДОУ с социумом.
формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.

Критериями оценки объективной результативности в качестве обобщенных оценочных показателей выступают количественные и духовно-нравственные параметры:  толерантность, снижение

Слайд 13 Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а

в ДОУ приходят новые малыши, с которыми педагоги ДОУ продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию через краеведение. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.

Перспектива дальнейшей работы

Каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в ДОУ приходят новые малыши, с

Слайд 14

Вывод
Краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, хорошо организованная работа проявят положительные результаты. У детей формируются такие качества, как: творческая и познавательная активность, осознанное отношение к восприятию музыки и другим видам искусства, воспитание духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотических чувств, уважение культурного и исторического прошлого России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.

Только слаженная работа специалистов ДОУ: педагогов, музыкального руководителя, координированная заведующим дошкольного учреждения и старшим воспитателем, имеющая поддержку у родителей, даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью


Слайд 15СПАСИБО
за внимание!

СПАСИБО за внимание!

Слайд 16Список используемой литературы
1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.,

2004
2 Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст./Под ред. Э.В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
3.Аксельрод В. И. «С чего начинается Родина» //Внешкольник, № 3, 2003, 4 . Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр./ Под ред. С.Г. Якобсон.- М.: Просвещение, 1976. 5. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1988
6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещ, 1984 7.Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание», № 6, 2003

Список используемой литературы 1 Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 20042 Актуальные вопросы нравственного и эстетического

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть