Слайд 1 Доклад на тему:
« Проектная деятельность для внеурочной работы в начальной
школе и ее роль в формировании универсальных учебных действий»
Учитель нач. кл.
Монгуш Б.К.
Слайд 2 «Проектная деятельность для внеурочной работы в начальной школе и ее
роль в формировании универсальных учебных действий»Те
Слайд 3Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь
в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации
Слайд 4Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Слайд 5
Личностные универсальные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях.
Слайд 6Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.
Слайд 7В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебных, включая знаково-символические;
логические, действия постановки и решения проблем.
Слайд 8Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Слайд 9Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о
помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Слайд 10Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение
так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
Слайд 11Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или
набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей
Слайд 12Цель работы над проектами в начальной школе.
Развитие личности и создание
основ творческого потенциала учащихся.
Слайд 13Задачи.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение
вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Слайд 144. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией
(сбор, систематизация, хранение, использование)
Слайд 15На примере проекта «Листопад- прекрасное явление природы» хотелось бы показать, какие
универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом.
Слайд 16Тема проекта: «Листопад- прекрасное явление природы»
Слайд 17
1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы,
целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).
Слайд 18Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в
гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.
Слайд 19На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:
-умение извлекать информацию
из иллюстраций, текста;
-умение формулировать проблему.
Слайд 20Коммуникативные УУД- это:
-умение слушать и понимать других;
-умение оформлять свои мысли
в устной форме;
-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения
Слайд 21Регулятивные УУД — это:
-умение определять цель деятельности.
Слайд 222 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование,
выбор формы и способа презентации).
Слайд 23На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:
-умение
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
-умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.
Слайд 243 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь
со стороны учителя, подготовка презентации).
Слайд 25На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять
методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.
Слайд 26Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это
коммуникативные УУД.
Слайд 27Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это
регулятивные УУД.
Слайд 284 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Слайд 29Коммуникативные УУД:
-формируем умение слушать и понимать других;
-формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формируем умение
оформлять свои мысли в устной форме.
Слайд 30Регулятивные УУД:
-формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с
учителем;
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Слайд 31Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель,
результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Слайд 32Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и
под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Слайд 33Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача
приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.