Слайд 1
Эффективный педагог: ресурс качества,
ресурс развития
(из опыта работы)
Выполнил: Учитель начальных классов
МБОУ
СШ № 54
Пайзиева Валентина Ходжакбаровна
Слайд 2Интеллектуальное развитие-основа для успешного обучения
На современном этапе развития общества наиболее актуальной
становится задача – сформировать у учащихся способность мыслить.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта.
Развитие мыслительной деятельности - основа интеллекта человека. Развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
Слайд 3
Русский язык- важнейший фактор развития интеллекта
Понятийный аппарат
Внимание,
наблюдательность
Абстрактное мышление
Память и воображение
Развитие
речи
Способность к творчеству
Слайд 4Система обучения комплексного развития интеллекта Г.А Бакулиной
Система направлена на повышения качества
устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей.
Слайд 5Словарно-орфографическая работа
Определение слова по определённому коду.
п о ш г ц ч
о р щ о ф д
Огород
Мысленно уберите глухие согласные,
какое слово получили?
Слайд 6Словарно-орфографическая работа
сопоставление двух изученных слов с целью нахождения возможно большего количества
общих признаков, существенных и несущественных:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Слайд 7Словарно-орфографическая работа
поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и
несущественных признаков
О з а б в т е р а д к
Завтрак, обед
Слайд 8Словарно-орфографическая работа
Исключение лишнего слова из трёх возможных
Берёза – это лиственное
дерево, а ель и сосна – хвойные деревья.
Слайд 9Словарно-орфографическая работа
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон подаёт.
Земляника
Использование загадок
Слайд 10Словарно-орфографическая работа
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Использование пословиц
Слайд 11Работа с использованием подстановочных таблиц
Слайд 12Составьте возможные слова, используя таблицу
Слайд 13Объясни, почему так назвали сказочных героев:
Мойдодыр
Снегурочка
Морозко
Незнайка
Слайд 14Изучение нового
Работа над словом проводится по следующей методике:
1) поиск
“ошибкоопасных” мест в слове;
2) анализ исследуемого слова: фонетический, морфологический, морфемный, этимологический;
3) классификация орфограммы;
4) запись нужной буквы.
Слайд 15
Закрепление изученного материала
Лексико-орфографические упражнения
совершенствуют мыслительные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, умение классифицировать;
формируют наблюдательность, внимание, умение сосредотачиваться на нужном объекте;
развивают мышление, внимание, память.
Слайд 16 Упражнение для формирования наблюдательности, внимания, умения сосредотачиваться на нужном
Тема: «Большая буква
в именах , отчествах и фамилиях».
Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках; напишите в строчку те из них, которых нет в правом столбике, найдите среди них лишнее.
(М, м) аршак (М, м)ихаил
(П, п)оэт (А, а)гния
(Б,б)арто (П,п)оэт
(А,а)лексей (С,с)уриков
(Б,б)ородин (И,и)ванов
(Р,р)епин (С,с)еменов
(С,с)еменов (Б,б)орисов
Слайд 17Упражнение на умение выделять существенные и несущественные признаки:
Тема: «Слова,
которые обозначают признаки
предметов»
Установите связь между словами в левой части, в соответствии с ней составьте пару в правой части, выбрав одно из 4 слов, находящихся в скобках:
Клюква кислая; мед (полезный, лечебный, сладкий, майский);
Стул деревянный; игла (острая, тонкая, короткая, стальная)
Уголь черный; сахар (сладкий, сыпучий, белый, тяжелый)
Слайд 18
Упражнения на развитие умения строить умозаключения, суждения:
Тема «Парные звонкие
и глухие согласные»
Из данной цепочки выпишите столбиками слова, которые начинаются на звонкий парный согласный, подберите к ним и напишите слова, начинающиеся с глухого парного согласного, так, чтобы они подходили по смыслу:
Виноград, брюки, грач, пиджак, финики, кукушка
( Виноград-финики
Брюки-пиджак
Грач-кукушка.)
Слайд 19
Задания на развитие мышления, внимания, памяти
Тема: «Ударные и безударные
гласные»
Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить/через 1-2 мин. слова стираются/, ориентируясь на первое слово каждой пары, запишите вторые слова, подберите к ним проверочные.
Мост река
Шум вода
Лес грибы
Гвоздь доска
Рой пчела
Больница врачи
Слайд 20Закрепление изученного материала
Зрительные и слуховые диктанты
полезны для развития памяти,
внимания, мышления, способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Упражнения на избирательность запоминания развивают орфографические навыки , тренируют и укрепляют память учащихся.
Дидактические игры
способствуют снятию напряжения и страха при письме, создают положительный эмоциональный настрой.
Слайд 21Закрепление изученного материала
Игра «Шифровальщики»
Отгадчику предстоит не только
отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв
тарелка, ложка, кружка, звонок
Оарз, страа, енкл, роамкша
роза, астра, клен, ромашка
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген
планета, звезда, орбита, снег
Слайд 22Закрепление изученного материала
Игра «Клички»
Образуйте клички животных от
следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА.
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Слайд 23Закрепление изученного материала
Доведите кота до сыра (кот
- сыр)
кот — ком — сом — сор — сыр
Слайд 24Работа по организации интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка
-
введение учебной информации на уроке подготовлено соответствующими наблюдениями, вопросами, лингвистическими задачами, требующими разъяснения со стороны учащихся;
- для усвоения изучаемой на уроке темы подбираются и используются приемы развивающегося характера, способствующие активизации всех психических процессов учащихся: логического мышления, памяти, воображения, внимания, наблюдательности, речи.
Слайд 25Диагностика интеллектуального развития учащихся
1 класс
Количество детей с низким уровнем
развития мышления – 5 человек из 25.
На уровне «Ниже среднего» - 9 человек из 25.
На «Среднем» уровне – 8 человек из 25.
На уровне «Выше среднего» – 3 человека из 25.
Слайд 262 класс
Дети с низким уровнем развития мышления отсутствуют.
На уровне «Ниже
среднего» - 9 человек
На «Среднем» уровне – 11 человек
На уровне «Выше среднего» – 5 человека
Слайд 27Курсы профессиональной переподготовки в области начального общего образования
Дипломная работа на тему
«Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка»
который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руке: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».