Слайд 1ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила О.О.Вяльцева
Учитель начальных
классов, магистрант направления «Внеурочная деятельность в школе», г. Таганрог ТИ им А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
Слайд 2жизнь на уроке должна стать подлинной
школа должна вооружить детей теми компетенциями,
которые пригодятся ребенку в постоянно меняющемся мире;
научить ребенка самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
научить ребенка «добывать» знания самостоятельно, то есть «научить учиться».
Слайд 3«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.»
Слайд 4основные виды универсальных учебных действий
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 5Предметные виды учебой деятельности
знаниевый уровень;
деятельностный уровень;
компетентностный уровень.
Слайд 6Личночтные виды учебной деятельности
ценностные универсальные учебные действия;
морально-этнические универсальные учебные действия;
индивидуально-личностные универсальные
учебные действия.
Слайд 7Метапредметные виды учебных действий
регулятивные универсальные учебные действия
познавательные универсальные учебные действия;
коммуникативные универсальные
учебные действия.
Слайд 8
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает у обучающихся умение самостоятельно организовывать
свою деятельность.
Слайд 9
Сформированность познавательных универсальных учебных действий предполагает развитое умение мыслить результативно, работая
с информацией современного мира.
Слайд 10
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий предполагает, что обучающиеся умеют свободно общаться
и взаимодействовать с одноклассниками, взрослыми окружающими людьми, не смотря на меняющиеся условия общения.
Слайд 11
Каким образом формируются метапредметные универсальные учебные действия обучающихся младших классов из
предметных учебных действий?
Слайд 12Формирование метапредметных универсальных учебных действий
Предметное учебное действие
Метапредметное учебное действие
Слайд 13Особенности метапредметных универсальных учебных действий
позволяют обучающимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, при
помощи обобщенных способов действий;
не имеют зависимости от определенного предметного содержания, носят характер всеобъемлемости;
формируют у обучающихся способность справляться не только с практическими задачами (знать, что делать), но и с учебно-познавательными (знать, как делать);
появляются благодаря интеграции имеющихся у обучающихся предметных действий;
позволяют обучающимся действовать последовательно, четко, используя отработанный алгоритм.
Слайд 14Технологии формирования метапредметных УУД
технология проблемно-диалогического обучения;
технология разноуровневого оценивания учебных и личностных
успехов обучающихся;
технология продуктивного чтения;
технология чередования различных видов групповой работы обучающихся;
технология проектно-исследовательской деятельности;
технология использования жизненных задач в обучении.
Слайд 15Технология проблемно-диалогического обучения
знания не даются в готовом виде, а обучающиеся
«добывают» их самостоятельно;
активизируется мыслительная деятельность детей, формируются коммуникативные навыки, различные виды мышления и активизируются речевые процессы ;
формирование регулятивных универсальных учебных действий за счет обеспечения развития умения обучающихся решать имеющиеся проблемы.
Слайд 16Технология разноуровневого оценивания учебных и личностных успехов обучающихся
развивает контрольно-оценочную самостоятельность обучающихся
посредством изменения традиционной системы оценивания;
избавляя обучающихся от страха перед школьным оцениванием и контролем, учитель оберегает их психическое здоровье;
формирование регулятивных учебных действий путем обеспечения развития умения определять степень достижения результатов своей деятельности;
воспитывает у обучающихся уважительное отношение к другим точкам зрения.
Слайд 17технология продуктивного чтения
формирует у обучающихся умение понимать текст, овладев приемами его
освоения до прочтения, во время прочтения и после прочтения;
формирует коммуникативные универсальные учебные действия посредством обеспечения умения правильно работать с текстом;
формирует познавательные универсальные учебные действия, такие, как умение грамотно извлекать необходимую информацию из различных текстов .
Слайд 18Технология использования различных форм групповой работы на уроке
основа для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий, в перечень которых входит умение доносить свою позицию и точку зрения до окружающих, умение понимать и не отторгать другие точки зрения, умение договориться с собеседником и адекватно воспринять его позицию.
Слайд 19Технология проектно-исследовательской деятельности
нацелена на формирование регулятивных метапредметных компетенций;
развивает познавательные
учебные действия;
задействована не только исследовательская деятельность младших школьников, но и творческая совместная и индивидуальная деятельность;
формирует коммуникативные метапредметные результаты;
учит школьников подкреплять свои аргументы фактами.
Слайд 20Технология использования жизненных задач в обучении
реализуется принцип подконтрольного перехода учебной деятельности
в жизненную ситуацию и деятельность в ее рамках;
формирование регулятивных универсальных учебных действий, таких, как умение правильно ставить перед собой цель, решая жизненные задачи, умение составлять планы действий, достигать результата, придерживаясь своего плана, сравнивать план и замыслом;
ребенок осваивает познавательные, коммуникативные метапредметные универсальные учебные действия.
Слайд 21
Современная школа призвана требовать от обучающихся мобильности, креативности, способности мыслить нестандартно
и умения применить полученные знания в жизненных ситуациях.
Слайд 22Учителю начальных классов важно сформировать у обучающихся прежде всего метапредметные универсальные
учебные действия, которые включают в себя коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.
Слайд 23На уроке необходимо использовать следующие технологии:
проблемно-диалогическое обучение, в ходе которого школьники
самостоятельно должны находить и искать решение проблемной ситуации, учитель выполняет вспомогательную роль;
разноуровневое оценивание, которое помогает школьникам избежать стрессовых ситуаций, связанных с боязнью традиционной оценки;
технология предварительного чтения, которая предполагает преждевременное освоение способов восприятия текста до его прочтения;
Слайд 24На уроке необходимо использовать следующие технологии:
использование различных форм групповой работы на
уроке, что предполагает активное использование коммуникативных навыков;
проектно-исследовательская деятельность, которая предполагает творческую разработку собственных проектов и их защиту;
использование жизненных задач на уроке, которое предполагает перенесение из учебной жизни в повседневную.
Слайд 25Вывод
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно не только передать
обучающимся имеющиеся знания и опыт, но и научить их добывать необходимую информацию самостоятельно, уметь правильно ее применить при решении появляющихся познавательных и жизненных задач.
Слайд 26СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басы-нина
// Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.
2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов про-ектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.
3. Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.
4. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.
5. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2.
6. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: реко-мендации, проекты/авт.сост. В.Ф. Феоктистова.-Волгоград:Учитель,2011.
7. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
8. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.
10. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.сост. М.Ю. Шатилова.-Волгоград:Учитель,2010.
11. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.
12. http://www.цоиомск.рф «Журнал «Современный педагог».