Презентация, доклад на тему Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи

Содержание

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения,

Слайд 1
«Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи»


«Дидактическая игра как средство формирования грамматического строя речи»

Слайд 2
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между

собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.
Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования.
Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.


Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают

Слайд 3ПРОБЛЕМА: Существует противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр в формировании

грамматического строя у дошкольников и недостаточным их использованием в практике работы дошкольного учреждения .

Цель исследования: изучить процесс формирования грамматического строя речи младших дошкольников посредствам дидактической игры.

Объект: развитие речи в процессе формирования грамматического строя речи младших дошкольников.

Предмет: процесс использования дидактических игр, направленных на формирование грамматического строя речи в совместной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.

ПРОБЛЕМА: Существует противоречие между большими педагогическими возможностями использования игр в формировании грамматического строя у дошкольников и недостаточным

Слайд 4Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников.
Определить особенности

формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Проанализировать опыт работы педагога по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования: Изучить теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников.Определить особенности формирования грамматического строя речи у

Слайд 5Работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Методы исследования:

теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, обследование; опрос (тестирование, беседа с детьми и педагогами); изучение документации, регламентирующей работу педагогов дошкольного учреждения, формирующий и контрольный эксперименты.

Работа имеет введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.  Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы по

Слайд 6База исследования: МБОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа», младшая группа.
Гипотеза выпускной квалификационной

работы:
использование в речевой работе дидактических игр способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми младшего дошкольного возраста грамматической
стороны речи.

База исследования: МБОУ «Олинская средняя общеобразовательная школа», младшая группа. Гипотеза выпускной квалификационной работы: использование в речевой работе

Слайд 7ДИАГНОСТИКА, ПО ПРОГРАММЕ М.М. АЛЕКСЕЕВА, В.И. ЯШИНА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Уровень сформированости

грамматического строя речи (констатирующий этап)

ДИАГНОСТИКА, ПО ПРОГРАММЕ М.М. АЛЕКСЕЕВА, В.И. ЯШИНА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Уровень сформированости грамматического строя речи (констатирующий этап)

Слайд 8Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря

эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
задачи:
согласование прилагательных и местоимений с существительными особенно среднего рода и неизменяемыми (н-р, мой кофе, красивое пальто);
образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении;
образование форм существительных множественного числа в родительном и винительном падежах;
работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением;
словообразование существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды.
Образование глаголов при помощи приставок и от звукоподражательных слов.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они

Слайд 9Согласование нескольких частей речи в разных падежах



Кого увидела девочка? – двух

полосатых котят
За кем побежала девочка? – за двумя полосатыми котятами
Кому она наливает молоко? – двум полосатым котятам

Я вышью на шапке(кого?что?)-…
Я украшу шапку(кем?чем?)-…
Я вижу шапку(какую?)-…

Согласование нескольких частей речи в разных падежахКого увидела девочка? – двух полосатых котятЗа кем побежала девочка? –

Слайд 10









Словарный запас.

Глаголы.








«Кто что делает?»

«Кто как передвигается?»

Словарный запас. Глаголы.  «Кто что делает?»

Слайд 11





«Что лишнее?»

«Что лишнее?»

Слайд 12Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов,

наречий.
Словарный запас. Обобщающие слова:




«Назови одним словом»

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.Словарный запас. Обобщающие слова:  «Назови

Слайд 13
Словарный запас. Прилагательные.

«Что купит Маша? Опиши?»

«Расскажи какой?»

«Волшебный мешочек»
(опиши,что у тебя в руке?)

Словарный запас. Прилагательные.      «Что купит Маша? Опиши?»«Расскажи

Слайд 14Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных.
«Новые слова»
Сам образуй новые слова:
шарф

из шерсти-шерстяной
стакан из стекла-стеклянный


«Расскажи, из чего какой?»
Сок из апельсинов-апельсиновый
Лавка из дерева-деревянная

Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных.«Новые слова»Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстянойстакан из стекла-стеклянный«Расскажи, из чего

Слайд 15Словообразование.Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.

«Скажи ласково»
Гриб-грибочек
Ложка-ложечка
«Большой и маленький
дом»
У

Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.
Словообразование.Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.«Скажи ласково»Гриб-грибочекЛожка-ложечка«Большой и маленькийдом»У Маши в большом доме - чашка,

Слайд 16


Словообразование. Назови детенышей.

«Чей это малыш?»


У кошки - котенок, котята
У коровы -

теленок, телята
У курицы - цыпленок, цыплята


Словообразование. Назови детенышей.«Чей это малыш?»У кошки - котенок, котятаУ коровы - теленок, телятаУ курицы - цыпленок, цыплята

Слайд 17Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов.

«Один - много»

«Одна собака лает, а много собак - лают
Одна машина гудит, а много машин – гудят»

«Одна ручка – много ручек
Один карандаш – много карандашей»

«У Миши кукла, а в магазине - куклы
У Миши машина, а в магазине - машины»

Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов.

Слайд 18


Грамматика. Согласование существительного с прилагательным.



«Исправь ошибку»

- Большая лев
- Синяя небо
- Тяжелый

машина
- Высокая жираф

«Что красное? Синее? Зеленое?»
Брюки – синие Мяч – красный Ручка – синяя Вишня - красная


Грамматика. Согласование существительного с прилагательным.«Исправь ошибку»- Большая лев- Синяя небо- Тяжелый машина- Высокая жираф«Что красное? Синее? Зеленое?»Брюки

Слайд 19методы
приемы


Напоминание о том, как сказать правильно
Вопросы подсказочного и оценочного характера
Показ нужной

формы, исправление ошибки

Создание проблемной ситуации

Пересказ коротких рассказов и сказок

Рассматривание картин

Словесные упражнения

Дидактические игры

Формирование лексико-грамматически правильной речи

методыприемыНапоминание о том, как сказать правильноВопросы подсказочного и оценочного характераПоказ нужной формы, исправление ошибкиСоздание проблемной ситуацииПересказ коротких

Слайд 20РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
 
1. Чаще играйте вместе с детьми. Задавайте детям вопросы

во время игры.
2. Привлекайте к детским играм сверстникам, учите их общаться между собой.
3. Учите детей всматриваться и вслушиваться, наблюдайте вместе с детьми за растениями и животными. Учите рассказывать об увиденном.
4. Пусть ребенок повторяет за вами слова и выражения.
5. Разучивайте вместе с ребенком небольшие тексты из народного фольклора.
6. Прочитанный вслух короткий стишок или рассказ, следует изобразить пантомимой. Играйте с детьми в театр.
7. Беседуйте с детьми по картинкам книг, спрашивайте о прочитанном.
8. Разыгрывайте вместе с детьми ролевые диалоги.
9. Учите ребенка обращениям, вежливым словам.
10. Привлекайте к детским играм сверстникам, учите их общаться между собой.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Чаще играйте вместе с детьми. Задавайте детям вопросы во время игры.2. Привлекайте к детским

Слайд 21 Уровень сформированости грамматического строя речи (контрольный этап)

Уровень сформированости грамматического строя речи (контрольный этап)

Слайд 22ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
по проверке умения согласовывать существительные с прилагательными в

роде и числе (80%);
по проверке навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (100%);
по проверке умения употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (80%).

ЗАТРУДНЕНИЯ:


усвоение формы родительного падежа множественного числа;
умение правильно называть отдельных детенышей животных в множественном числе;
умение распространять предложения.

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ по проверке умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе (80%);по проверке

Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Практическая значимость исследования заключается в том, что подобрана система

дидактических игр, направленных на формирование грамматического строя речи у младших дошкольников, которые могут быть использованы другими педагогами.
 
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!Практическая значимость исследования заключается в том, что подобрана система дидактических игр, направленных на формирование грамматического

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть