Слайд 1
Диагностика уровня развития трудовых умений детей
Слайд 2Диагностика направлена на:
изучение особенностей представлений о разных видах труда детей
дошкольного возраста.
Ее использование даёт возможность дошкольным работникам соотнести особенности развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой.
Это позволяет проанализировать актуальное состояние освоения детьми разных видов труда и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить необходимые изменения в образовательную работу.
Слайд 3Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в
детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим разделам:
-труд в природе;
-хозяйственно-бытовой труд;
ручной труд;
-трудолюбие в процессе дежурств;
-представления о труде взрослых.
Слайд 4Цели диагностической работы
1.Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для
последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.
2.Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения
3.Выявление изменений в развитии
Слайд 5Цели диагностики могут быть следующие:
• выявление детей с уровнем развития
трудовых умений процессов ниже среднего для оказания им коррекционной помощи;
• определение эффективности работы ДОУ по развитию трудовых умений и навыков у детей;
• создание оптимальных условий для реализации дифференцированного подхода к трудовому воспитанию детей
Слайд 6
В ходе диагностики должны быть даны ответы на следующие вопросы:
Какая
трудовая деятельность имеет место в группах
Какая работа выполняется детьми помимо дежурств
Наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
Способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Слайд 7
Организация диагностики трудовых умений и навыков
Принятие трудовой задачи
Труд в
природе.
1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
Слайд 8Понимание необходимости выполнения труда
Ребёнку предлагается отобрать два растения из
уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
Слайд 9Представление о результате
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как
он обеспечит уход:
ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
результат труда определяет при помощи взрослого;
не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
Слайд 10Представление о последовательности выполнения труда
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых
действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
не может спланировать последовательность трудовых действий.
Слайд 11Умение подирать необходимое оборудование
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда
оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового :
самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
не может выполнить задания.
Слайд 12Знания о правилах ухода
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет
ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Слайд 13
Показатели правильной организации трудового воспитания в ДОУ
Ребенок владеет всей суммой умений,
позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду»
У детей сформированы навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
Слайд 14Показатели правильной организации трудового воспитания в ДОУ
В процессе работы ребенок проявляет
аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
Сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей.
Воспитаны интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
Дети умеют согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
Слайд 15Планирование трудовой деятельности дошкольников
Слайд 16Основные требования к планированию трудовой деятельности
Планированию подлежит труд, организуемый со
всеми детьми (фронтальная работа.)Такая работа планируется и проводится один раз в неделю.
Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически (работа дежурных поручения, совместный труд взрослого и детей) и ежедневно.
Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.
Слайд 17
Методика планирования трудовой деятельности детей
При планировании важно отметить следующие моменты:
указать
цель труда (что должен делать и сделать ребенок);
определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);
продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);
Слайд 18наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу
(положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);
указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;
наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.
Слайд 19Принципы планирования
Соблюдение оптимальной нагрузки на детей (количество и длительность детской
деятельности соответствует требованиям СанПиНа).
Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей .
Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
Учет местных и региональных особенностей климата.
Слайд 20Принципы планирования
.Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется
при планировании труда на прогулке,
Учет индивидуальных особенностей (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (один труд планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с правилами труда, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание последовательности выполнения труда и пр.)
.
Слайд 21Принципы планирования
Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно,
а также цветотерапия, музыка).
Планируемая деятельность должна быть мотивирована
Планировать разнообразную трудовую деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.