Слайд 11
Деятельность учителя
в период адаптации первоклассников
Выполнила учитель начальных классов МБОУ Александровская
СОШ
Карасукского района
Новосибирской области
Комарова Елена Геннадьевна
2018 г.
Слайд 22
«Адаптация – сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности,
в новую систему требований и контроля, в новый коллектив».
Галина Анатольевна Дорофеева
Слайд 3
3
В настоящее время проблема адаптации существенно обострилась.
Это связано:
- с уменьшением
числа первоклассников, посещавших, до поступления в школу, дошкольные образовательные учреждения;
- с утратой единых образовательных программ (утрата преемственности);
- со значительным ухудшением состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возможностей детей.
Слайд 4МБОУ Александровская СОШ
Программа курса
«Школа будущего первоклассника.
Подготовка детей к обучению в школе»
13
Слайд 56
Цель программы - разработать систему деятельности учителя начальных классов по
созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Слайд 67
Задачи:
- Подготовить детей, посещающих и не посещающих детский сад, к
школе;
- Устранить детскую тревожность перед обучением у всех детей;
- Организовать оптимальный процесс адаптации первоклассников;
- Провести диагностическую работу по выявлению трудностей адаптации первоклассников ;
- Разработать рекомендации по организации психолого – педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности.
Слайд 78
Подготовительный этап
Этап первичной адаптации ребенка в школе.
Слайд 811
Подготовительный этап.
Присутствие на занятиях в детском саду
- Знакомство детей со
своим первым учителем.
- Рекомендации и характеристика воспитателей
Слайд 9Задачи
- развитие личности ребенка;
- разносторонняя подготовка детей;
- устранение
тревожности перед школой;
- включение ребенка в школьную учебную деятельность;
- развитие адекватной самооценки;
- развитие коммуникативных способностей и социальных навыков;
- сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Слайд 1012
2. Цикл занятий
«Введение в школьную жизнь»,
«Развитие мелкой моторики руки»,
«Художественный труд»,
«Первые
шаги в математике»,
«Таинственный и манящий мир природы» (экскурсии),
«Волшебный мир звуков»,
«Развитие психических процессов.
Слайд 1114
3. Групповые и индивидуальные консультации с родителями
- Круглые столы по
вопросам воспитания детей,
Часы общения по ознакомлению с программой, режимом,
Индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка.
Слайд 1215
3. Первое знакомство и посещение семьи
наличие у ученика учебного
места и учебных принадлежностей;
выполнение режима дня;
отношение к детскому чтению;
обязанности в семье, помощь родителям, любимые занятия;
есть ли единство требований матери и отца к ребенку;
какие формы совместного отдыха практикуют в семье.
Слайд 139
Этап первичной адаптации ребенка в школе.
Этап первичной
адаптации ребенка в школе начинается первого сентября и длится 2-3 месяца.
- Организация учебной деятельности первоклассников,
Проведение психолого – педагогической диагностики,
Следствие – оказание детям педагогической, психокоррекционной помощи.
Слайд 1416
1. Организация учебно – воспитательной работы
Ступенчатый режим
Максимальная двигательная активность детей
Индивидуальный темп работы
Наглядные методы обучения
Развитие учебной мотивации
Слайд 1517
Рисуночные методы
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает
пространственное мышление;
•Учит детей свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии
Слайд 1618
«Ёжик»
«Рисованием песком»
«Волшебная ниточка»
Рисуночные методы
Слайд 17«Путешествие рисунка»
«Нарисуй себя, расскажи о себе»
«Варежки»
Слайд 1813
Активизировать и заинтересовать помогают:
- ИКТ
- Два вида игр - ролевые
и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
- Положительная оценка
Слайд 19-Организация и планирование деятельности
- Развитие контролирующей деятельности
Слайд 2013
2. Внеклассная работа
Первый этап (сентябрь): для того чтобы выявить актив,
в творческой форме стараюсь проводить классные дела (оформление уголка, подготовка номеров).
Второй этап (октябрь): для создания сплоченного детского коллектива, важную роль играют поручения. Маленькие, но старающиеся быть самостоятельными ученики стараются проявить себя во всем. Выделяется актив.
Слайд 21Консультативная работа с родителями
Круглый стол « Как помочь ребенку быстрее
адаптироваться к школе».
Семинар – тренинг для родителей: «Возрастные особенности младшего школьника»
Индивидуальные встречи: «Дезадаптация ребенка к школе. Пути преодоления проблем»
Слайд 22Психолого – педагогическая помощь детям испытывающим трудности в школьной адаптации.
-Психолого-педагогическая диагностика.
-
Развивающая педагогическая работа.
- Консультативная работа с воспитателями, педагогами и родителями.
- Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Слайд 23Диагностика К. Н. Поливановой
Методика А.Н. Лутошкина о цветовосприятии.
Диагностика метапредметной готовности
Слайд 24Психолого – педагогическая помощь детям испытывающим трудности в школьной адаптации
-Индивидуальное консультирование
и просвещение родителей по результатам диагностик;
-Выявление и устранение моментов в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые спровоцировали различные школьные трудности;
-Проведение логопедических занятий с учениками, испытывающими трудности в обучении.
Слайд 25«Ребёнок безграничен – ищите к нему ключи, и он увидит вас!