Презентация, доклад на тему Детско-родительская группа Раннее стимулирующее развитие как средство помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитии.

Содержание

«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – всё это постигается прежде всего в семье. В.А. Сухомлинский.

Слайд 1«Детско-родительская группа «Раннее стимулирующее развитие» как средство помощи родителям детей, имеющих

проблемы в развитии

учитель-дефектолог высшей категории
группы «РСР» Гришаева Л.В.

«Детско-родительская группа  «Раннее стимулирующее развитие» как средство помощи родителям детей, имеющих проблемы в развитииучитель-дефектолог высшей категории

Слайд 2«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный

мир другого человека – всё это постигается прежде всего в семье. В.А. Сухомлинский.
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – всё это

Слайд 3Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач

воспитания, развития и оздоровления ребенка. Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Семейное

Слайд 4Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста

имеющих различные отклонения в психомоторном развитии. Анализ контингента детей, поступающих к нам в детский сад, в группу РСР показал, что увеличивается количество детей нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи. Поэтому была открыта группа, где осуществляется индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей ребенка.
Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.

Слайд 5Актуальность разработки детско-родительской группы для детей раннего возраста обусловлена в первую

очередь тем, что в настоящее время активно развивается область оказания ранней психолого-педагогической помощи семьям с детьми, имеющими особенности развития, при этом особое место среди мероприятий по осуществлению раннего вмешательства и абилитации занимают проблемы социализации и включения детей с ограниченными потребностями здоровья в среду сверстников.
Актуальность разработки детско-родительской группы для детей раннего возраста обусловлена в первую очередь тем, что в настоящее время

Слайд 6 1.Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми. 2.Повышение психолого-педагогических знаний родителей. 3.Обеспечение

психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.

Программа направлена на решение следующих задач:

1.Обучение родителей игровому 	взаимодействию с детьми.  2.Повышение психолого-педагогических 	знаний родителей.  3.Обеспечение психологической 	комфортности детей

Слайд 7Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и

личной заинтересованности. Тематика встреч определена по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости. Целью разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определена по

Слайд 8Главная цель педагогов МОУ Д/с компенсирующего вида №19 - формирование единого

сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях, для создания единого пространства детского развития.
Главная цель педагогов МОУ Д/с компенсирующего вида №19 - формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги,

Слайд 9В 2005 году начала функционировать группа «Раннее стимулирующее развитие» для детей

раннего возраста с отставанием в развитии или риском отставания и их родителей.
В 2005 году начала функционировать группа «Раннее стимулирующее развитие» для детей раннего возраста с отставанием в развитии

Слайд 10Встреча за «круглым столом» педагогов и родителей
Для создания условий более эффективной

работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства "детский сад – семья” в нашем учреждении была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста,

реализованная в рамках детско-родительского группы «Раннее стимулирующее развитие”.

Встреча за «круглым столом» педагогов и родителейДля создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и

Слайд 11Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными

авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению, перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по коррекции нарушений.
Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться

Слайд 12Основные условия взаимодействия между ДОУ и семьёй. -Изучение семьи воспитанников . -Открытость детского

сада семье. -Ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Основные условия взаимодействия между ДОУ и семьёй.  -Изучение семьи воспитанников . -Открытость детского сада семье. -Ориентация

Слайд 13 Формат группы позволяет создавать условия для реализации задач развития детей

раннего возраста с учетом их индивидуальных потребностей. В рамках данной групповой работы основная задача взрослого (педагога и родителя) заключается в создании и поддержании развивающей среды и стимуляции спонтанной игровой и социальной активности ребенка. Основная цель разработки и проведения групповых игровых сеансов — оказание помощи в социализации нормативно развивающихся детей раннего возраста и детей раннего возраста с ОВЗ.
Формат группы позволяет создавать условия для реализации задач развития детей раннего возраста с учетом их индивидуальных

Слайд 14

Цели группы: Развитие совместной деятельности детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками; Развитие навыков игровой компетенции: формирование новых игровых навыков и способов взаимодействия с игрушками, совершенствование имеющихся игровых навыков; Развитие навыков социального взаимодействия детей раннего возраста с соблюдением правил; Физическое, сенсорное, эмоциональное, когнитивное, социальное развитие детей раннего возраста; Знакомство родителей детей раннего возраста с разными видами игровых средств и способами организации игрового пространства; Адаптация детей раннего возраста к посещению в дальнейшем детского сада.

Слайд 15 опыт организации игры и пространства; опыт игровой деятельности с использованием игровых

материалов, соответствующих возрасту детей консультирование родителей по вопросам проблемного поведения детей в процессе взаимодействия; опыт включения особых детей в среду сверстников в безопасной обстановке; возможность для родителей получить пространство для спонтанного общения друг с другом; возможность для родителей в пространстве группы активно взаимодействовать с ребенком или наблюдать за самостоятельной активностью ребенка со стороны; условия для детей для возникновения потребности в совместной деятельности.

Участие ребенка и мамы в группе «РСР» позволяет получить:

опыт организации игры и пространства;  	опыт игровой деятельности с использованием игровых материалов, соответствующих возрасту детей

Слайд 16Slide master
Необходимость открытия группы «Раннего стимулирующего развития» и оказания коррекционной помощи

детям

Снижение рождаемости здоровых детей

Ранний возраст дает большие потенциальные возможности для коррекционной помощи

Отсутствие в городе учреждений, оказывающих коррекционную помощь детям раннего возраста с отставанием в развитии

Slide masterНеобходимость открытия группы «Раннего стимулирующего развития» и оказания коррекционной помощи детямСнижение рождаемости здоровых детейРанний возраст дает

Слайд 17Комплектование детско-родительской группы «Раннее стимулирующее развитие Комплектование группы «Ранее стимулирующее развитие»

осуществляется комитетом образования Волгограда на основе рекомендаций городской медико- психолого- педагогической комиссии
Комплектование детско-родительской группы «Раннее стимулирующее развитие  Комплектование группы «Ранее стимулирующее развитие» осуществляется комитетом образования Волгограда на

Слайд 18Медицинские показатели; Уровень общения; Навыки социализации; Уровень психического развития; Степень развития моторных навыков. Количественный состав группы

– от 6 до 12 детей. Из них: 50% - со сложными комбинированными нарушениями; 50% - с неярко выраженными отклонениями в развитии. За 9 лет через группу «РСР» прошло более 100 семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Критериями при комплектовании группы являются:

Медицинские показатели; Уровень общения; Навыки социализации; Уровень психического развития; Степень развития моторных навыков.  Количественный состав группы

Слайд 19В группу принимаются дети от 1 года до 3 лет на

основании заявления родителей


Принимаются дети:
с нарушением интеллекта
зрения, слуха, движений
с коммуникативными и языковыми проблемами
с аутизмом, нарушением поведения
с генетическими аномалиями
дети биологического риска: недоношенные и маловесные
после внутриутробных инфекций или родовых травм
дети родителей-подростков; дети неграмотных родителей
дети психически больных родителей
дети, подвергающиеся насилию в семье
дети социального риска

В группу принимаются дети от 1 года до 3 лет  на основании заявления родителей  Принимаются

Слайд 20Этапы работы по открытию группы «Раннего стимулирующего развития»
Проектировочный


Разработка нормативно- правовой базы;
Подготовка специалистов для работы с детьми раннего возраста
с отставанием в развитии или риском отставания;
Собрание банка данных диагностических методик;




Организационный
Создание условий для работы консультационного пункта и группы
кратковременного пребывания
Заключение договоров о сотрудничестве с медицинскими
учреждениями, органами соцзащиты, общественными
организациями
Выпуск справочной информации о консультационном пункте и
группе «Раннее стимулирующее развитие»


Этапы работы по открытию группы  «Раннего стимулирующего развития»Проектировочный

Слайд 22В организации понимания потребностей ребенка В освоении адекватных методов взаимодействия В создании стимулирующей

и развивающей домашней среды В организации оценки возможностей динамики развития ребенка В обучении членов семьи основам психолого-медико-педагогических знаний и умений В предоставлении медицинских услуг В предоставлении информации о правах ребенка и семьи и социальных гарантиях

Оказание комплексной помощи семье

В организации понимания потребностей ребенка  В освоении адекватных методов взаимодействия  В создании стимулирующей и развивающей

Слайд 23Основные задачи работы группы
Психологическая и социальная поддержка семьи
Ранняя диагностика уровня развития

ребенка

Проектирование индивидуальных программ развития

Консультирование семьи и обучение приемам взаимодействия с ребенком

Выявление детей раннего возраста с отставанием в развитии или риском отставания

Координация деятельности разных специалистов для оказания полного комплекса услуг семье и ребенку

Демонстрация родителям различных способов поддержки ребенка, приемов оказания помощи, стимулирующих самостоятельную активность ребенка

Привлечение внимания детей раннего возраста к друг другу, стимуляция и организация совместной игры;

Основные задачи работы группы Психологическая и социальная поддержка семьиРанняя диагностика уровня развития ребенкаПроектирование индивидуальных программ развитияКонсультирование семьи

Слайд 24Организация и проведение совместных коррекционных занятий с детьми и родителями разными

специалистами Организация работы лекотеки (игротерапия) Организация работы библиотеки Домашнее визитирование Консультирование родителей и других членов семьи Организация праздников и развлечений для детей

Формы работы с детьми

Организация и проведение совместных коррекционных занятий с детьми и родителями разными специалистами  Организация работы лекотеки (игротерапия)

Слайд 25 1.Разработка индивидуальных программ развития Составление комплексных коррекционных программ Динамическое

наблюдение за развитием ребенка с возможным дополнением, изменением или прекращением программы абилитации 2. Целевая работа по развитию ребенка в рамках индивидуальной программы развития

Организация коррекционно-развивающей работы

1.Разработка индивидуальных программ развития  Составление комплексных коррекционных    программ Динамическое наблюдение за развитием

Слайд 26Создание информационной базы
1.О детях с отставанием в развитии или риском

отставания



3.Об организациях,
помогающих детям
раннего возраста и их семьям.

2.О диагностических методиках для обследования детей раннего возраста

Создание информационной базы 1.О детях с отставанием в развитии или риском отставания 3.Об организациях,   помогающих

Слайд 27Принципы работы группы
партнерство

добровольность

семейноцентрированный
подход
открытость и уважение к личности ребенка,
родителей, сотрудников
гуманистическая


направленность

гибкость и
динамичность

междисциплинарный подход

Принципы работы группыпартнерстводобровольностьсемейноцентрированный подходоткрытость и уважение к личности ребенка, родителей, сотрудниковгуманистическая направленностьгибкость и динамичностьмеждисциплинарный подход

Слайд 28Динамический контроль
1.Определение
эффективности
проводимых
мероприятий


2.Своевременное
внесение
необходимых
корректив

Динамический контроль1.Определение  эффективности  проводимых  мероприятий 2.Своевременное   внесение   необходимых

Слайд 29Координация взаимодействия специалистов
Учитель-
дефектолог
Заведующий
Социальный
педагог
Врач-
педиатр
Врач-
психиатр
Ребенок
Родители
Учитель-
логопед
Медсестра
по массажу
Педагог-
психолог

Координация взаимодействия специалистовУчитель-дефектологЗаведующийСоциальныйпедагогВрач-педиатрВрач-психиатрРебенокРодителиУчитель-логопедМедсестрапо массажуПедагог-психолог

Слайд 301. Ранняя коррекция открыла возможность

включения детей в общий образовательный поток У 60% детей преодолены те или иные отклонения. Дети адаптированы к условиям массового детского сада 20% детей с выраженными отклонениями посещают детские сады компенсирующего вида 20% детей с тяжелыми нарушениями в развитии требуют индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения

Результативность опыта

1.     Ранняя коррекция открыла возможность   	включения детей в общий образовательный

Слайд 312. Ранняя коррекция позволила предупредить появление дальнейших отклонений в развитии

вторичной и третичной природы 3. Организована апробация различных диагностических методик для углубленного дифференцированного обследования детей

4. Оптимальное сочетание методов и приёмов для достижения максимально возможного уровня развития ребенка

5. Повысился уровень социальной адаптации и
степень дальнейшей интеграции в общество

2.  Ранняя коррекция позволила предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы  3.

Слайд 321.Привлечь родителей к процессу реабилитации. 2.Повысить эффективность реабилитационной работы, т.к. обучение ведется

в естественных условиях, например, учится есть во время обеда. 3.Осуществлять индивидуальный подход, т.е. используется то, что важно конкретному ребенку в конкретных условиях. 4.Изменить отношение родителей к себе. Они приобретают уверенность, что способны помочь своему ребенку, а значит, справляются с ролью родителей.

Индивидуальные детско-родительские занятия по реабилитации ребенка позволяют:

1.Привлечь родителей к процессу реабилитации.  2.Повысить эффективность реабилитационной 	работы, т.к. обучение ведется в естественных 	условиях, например,

Слайд 33Таким образом, детско-родительская группа представляет собой форму организации и проведения групповой

работы с детьми раннего возраста, посещающими структурные подразделения детского сада, направленную на социализацию и развитие навыков игровой и учебной деятельности. В рамках данной группы также проявляются многие особенности детско-родительского взаимодействия, в процессе общения в группе у родителей появилась возможность при необходимости вместе с педагогами проанализировать и наладить некоторые трудности во взаимодействии со своим ребенком.

ВЫВОД

Таким образом, детско-родительская группа представляет собой форму организации и проведения групповой работы с детьми раннего возраста, посещающими

Слайд 34 Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем

(Развитие общей моторики). – М.: «Паритет», 2002. Борьесон Б., Бриттен С., Довбня С.В., Морозова Т.Ю., Пакеринг К. Ранние отношения и развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с. Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста. // Вопросы психологии, 1993, № 2, с.17-26. Д.В.Винникотт. Маленькие дети и их матери. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. Дж.Боулби. Привязанность. - М.: Гардарика, 2003. Есипова Т.П., Кобякова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста. Жиянова П.Л. Игра в жизни ребенка. // Хрестоматия для родителей: сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1998-2008 г.г. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. - с.98-102. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от 0 до 3 лет. – М.: Когито-центр, 2006. – 74 с. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2005, - 944с.

Список использованной литературы

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики). – М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть