Презентация, доклад на тему Детский фольклор

Содержание

Фольклор – это устное народное творчествоВ переводе с английского языка означает: народная мудрость, народное знание.Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.Творчество – от слова “творить”,

Слайд 1ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Выполнила: Николайчик Екатерина Павловна

ДЕТСКИЙ      ФОЛЬКЛОР

Слайд 2Фольклор – это устное народное творчество
В переводе с английского языка означает:


народная мудрость, народное знание.

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

Фольклор – это  устное народное творчествоВ переводе с английского языка означает: народная мудрость, народное знание.Устное –

Слайд 3 Знакомство с ДЕТСКим

ФОЛЬКЛОРом

1. Приобщает детей к народному искусству, народным традициям, праздникам, обычаям, национальной культуре.
2. Знакомит детей с жизнью и бытом, повериями древних людей, своих предков.
3. Учит в игровой форме различать добро и зло, любовь и несправедливость, уважение и зависть, хорошее и плохое, ценить и просто любить мир.
4. Способствует формированию и развитию детей и их творческих способностей.
5. Прививает детям навыки поведения в детском коллективе.
6. Воспитывает у детей эстетические чувства, уважение и любовь к истокам культуры своего народа.


Знакомство с  ДЕТСКим ФОЛЬКЛОРом1. Приобщает детей к народному

Слайд 4Виды фольклора для детей:
Материнская поэзия (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, частушки)
Детский игровой

фольклор
(считалка, жеребьёвка, припевки, игры целовальные)
Фольклор словесных игр (сечки, молчанки, дразнилки, скороговорки, голосянки, нелепицы, загадки, поговорки и пословицы)
Детский календарный фольклор
(заклички, приговорки)
Современный жанр детского фольклора (страшилки, садистские стишки, детские анекдоты)
Виды фольклора для детей:Материнская поэзия (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, частушки)Детский игровой фольклор   (считалка, жеребьёвка, припевки,

Слайд 5Колыбельная
Баю – баюшки – баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит

во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи Нашу Машу не буди.
***
Баю – бай, Баю – бай, Поскорее засыпай! Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Нашу деточку качать.
***
Баю – баю – баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходит, Новы валенки носить.

Поэзия пестования относится к творчеству взрослых для детей и связана с воспитанием, заботой и уходом за ними.

Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно?
Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”,“качать”.
Колыбельные – помогают усыпить ребёнка.

КолыбельнаяБаю – баюшки – баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок Под

Слайд 6Пестушки, потешки
Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в

головку разумок.
***
У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи!
***
С гуся вода, С Пети худоба.
***
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест,  Молока не пьет, - Забодает, забодает, забодает.
***
Наша Поленька в дому, Что оладушек в меду, Что оладушек в меду. Сладка ягодка в саду.

Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Они очень короткие.
Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.

Пестушки, потешкиПотягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.***У

Слайд 7частушки
Эй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей.
 ***
Не хотела я плясать. Стояла и

стеснялася, А гармошка заиграла - Я не удержалася.
 ***
А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки.
 ***
По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела.
 

Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
Частушка – двух– или четырёхстрочные рифмованные песни весёлого, задорного, обычно любовного, сатирического или юмористического содержания.
В основе ритмической организации частушки лежит 4-х-стопный хорей.

частушкиЭй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. ***Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А

Слайд 8Считалки, жеребьёвки
Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки

будем мы читать, Будем очень много знать.
***
Шире, шире, шире круг.
У Алёны сто подруг.
Эта, эта, эта, эта,
А любимая вот эта.
***
Матки, матки, Смерти или живота?
Дядю Федю Или белого медведя?
Са хару кусочек Или красненький платочек?
Наливное яблочко Или золотое блюдечко?
Лисицу в цветах Или медведя в штанах?
За печкой заблудился Или в ложке утонул?
Канат вертеть Или с неба лететь?
Шар катить Или воду лить?
Коня вороного Или казака удалого?




Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.

Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – устанавливать порядок в игре.
Создавая жеребьёвки дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.


Считалки, жеребьёвкиРаз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы

Слайд 9Приговорки, припевки
Солнце обогрело,  Лето повелело:  Трижды окунуться,  Нырком пройти,  Из-под воды вон уйти. 
***
Сей, сей горох,  Посевай

горох!  Уродись, горох,  И крупен, и бел,  На потеху всем;  И сам тридесят –  Для всех ребят. 
***
Божья коровка,  Улети вверх ловко.  Принеси нам с неба:  Хлебу замену,  Грибам подмену,  Ягодам рост,  Редьке длинный хвост. 
 

Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры с отголосками древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые занятия деревни. Например, игры Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота.

Приговорки, припевкиСолнце обогрело,  Лето повелело:  Трижды окунуться,  Нырком пройти,  Из-под воды вон уйти. ***Сей, сей горох,  Посевай горох! 

Слайд 10Игры целовальные, обрядовые
Селезень утку загонял, Молодой серу загонял, Пойди, Утица, домой, Пойди, Серая, домой, У

тя семеро детей, А восьмой Селезень, А девятая сама, Поцелуй разок меня!
***
НА СТУЛЬЧИКЕ Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке.  Все стоят вокруг него и проговаривают слова:  Сам сижу на стульчике,  Сам сижу на крашеном.  Кто меня любит,  Тот меня скупит.  Кто меня скупит,  Три раз поцелует!  Раз, два, три!  На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

Целовальные – в них играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
Обрядовые - были свойственны обрядам и праздникам. Например, забавы на Масленичные гулянья: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу;
Сезонные – были распространены среди детей, особенно в зимнее время. Например,«Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «Воротики» и «Ручеёк».

Игры целовальные, обрядовыеСелезень утку загонял, Молодой серу загонял, Пойди, Утица, домой, Пойди, Серая, домой, У тя семеро

Слайд 11скороговорки
Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в

реку - Рак за руку грека — цап! *** Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. ***
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
***
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
***
Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они развивают дикцию. Бывают рифмованные и нерифмованные.

скороговоркиЕхал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за

Слайд 12Сечки, молчанки
Стих для 15 "сечек":
 СекУ – секУ – сЕчкУ
нА пустОм местЕчкЕ,
чЕсть

- пЕречЕсть -
пЯтнАдцАть – Есть!
 ***
Стих для 20 "сечек":
 секУ – секУ – дЕсЯть-
в нЕбе – крУглый мЕсЯц,
стАну сЕчь – вЫсекАть,
звЕзды нА небЕ считАть:
счЕсть - двАдцАть – Есть!
 ***
Ехали цыгане,
кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез,
кто промолвит слово,
тот её и съест.

Сечки –это стишки, сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом.
В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора.
Они связаны с процессом обучения счёту. Ритмические единицы – количество ударов по дереву.

Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.

Сечки, молчанкиСтих для 15

Слайд 13голосянки
Соберемся на полянке
И затянем голосянки!
А кто не дотянет,
Тот безголосым станет!
Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-ей!..
 ***
Ну-ка,

девицы – красавицы,
Голосяночка вам нравится?!
Тянем – тянем – голосим,
А кто не дотянет,
Того за косы-ы-ы-ы-ы!..
 ***
Голосянки, голосяночки,
Голосим за прянички,
Голос тянем до черты,
А, кто не дотянет,
Животы будут пусты-ы-ы!..

Голосянки и Молчанки связаны с одноимёнными святочными играми. Когда-то в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети.

Участники игры в "голосянку" должны были тянуть конечный гласный звук без вдоха (на сколько хватит сил и воздуха в лёгких) как можно дольше, а дети старались их рассмешить, заставить перестать "голосить": первый замолчавший (сделавший вдох) считался проигравшим.

голосянкиСоберемся на полянкеИ затянем голосянки!А кто не дотянет,Тот безголосым станет!Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-ей!.. ***Ну-ка, девицы – красавицы,Голосяночка вам нравится?!Тянем –

Слайд 14Небылицы, нелепицы
Федул, что губы надул? Кафтан прожег. Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли

дыра? Один ворот остался.
***
Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал! Так веди сюда! Да он не идет! Так сам иди! Да он меня не пускает!
***
Что ваши девчата делают? Шьют да поют. А матушки? Порют да плачут.
*** 
Фома, у тебя в избе тепло? Тепло. На печи в шубе согреться можно!
***
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.


Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
Рисует необычные, небывалые картинки жизни.

Небылицы-перевертыши играют роль загадок и прибауток. Для взрослых людей они предстают как нелепицы, а для детей  — это смешные истории о том, чего не бывает!


Небылицы, нелепицыФедул, что губы надул? Кафтан прожег. Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дыра? Один

Слайд 15Загадки
Кто скрывался под кустом? Маленький трусишка, Он боится очень сильно Волка и лисицу. (Заяц.)
***
Кто сидит

в конуре? А потом она во дворе на траве Прыгает и скачет, Лает и играет. (Собака.)
***
Любит он играть, мяукать, Любит кушать и лакать. Он пушистый, как игрушка, Серый маленький зверюшка. (Котенок.)
***
Кто кусает, Громко лает, К дому она не подпускает?  (Собака.)

Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная народная забава, испытание на смекалку, сообразительность.

Загадка, как и пословица – это краткое образное определение предмета или явления. Но в отличие от пословицы загадка даёт определение в иносказательной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт, а может представлять собой и простое описание предмета.

ЗагадкиКто скрывался под кустом? Маленький трусишка, Он боится очень сильно Волка и лисицу. (Заяц.)***Кто сидит в конуре? А

Слайд 16Пословицы, поговорки
Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что

дело мастера боится, Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А то тот, кто правду прямо скажет. Что долог день до вечера, Коли делать нечего, Что сам себя лишь тот погубит,  Кто других совсем не любит. И, конечно, без труда Не вытащишь и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут.
***
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.


У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость?
Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… – ПОСЛОВИЦА.

Пословицы, поговоркиНу, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится, Что

Слайд 17дразнилки
Обманули простака –  На четыре кулака,  На щелбан и на подушку,  На зеленую лягушку.  *** Плакса,

вакса,  Гуталин,  Проглотил  Горелый блин.  *** Шла собака через мост,  Четыре лапы, пятый хвост.  Если мост обвалится,  То собака свалится.  *** - Рева-корова,  Дай молочка!  Сколько стоит?  - Три пятачка!  *** Федорóк с вершок,  Голова с горшок,  Шапка колышком,  Ножки бревнышком. 

Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие качества или просто привязанные к имени ребёнка.
Полагают что они выросли из прозвищ и кличек, к которым добавлялись рифмованные строки. Дразнилки высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство, но бывают и беспричинные.

дразнилкиОбманули простака –  На четыре кулака,  На щелбан и на подушку,  На зеленую лягушку.  *** Плакса, вакса, 

Слайд 18Заклички, приговорки
Дождик, дождик, пуще.  На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром.
***
Солнышко, солнышко, Выгляни в

окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. *** Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денёк.
***
Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.


Заклички – закликать, звать. Это обращения к различным силам природы, которые выкрикивались детьми хором или на распев. Обозначают некоторый магический договор с силами природы.
Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Дети подражают пению птицы или голосу животного. Это игра в обман или детская угроза, или звуковая дразнилка, или приговор на удачу.

Заклички, приговоркиДождик, дождик, пуще.  На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром.***Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут

Слайд 19страшилки
Белая простыня
Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать

матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови.
Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, — сказала ей мать, — а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно.
Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови.
И на месте простыни появилась её мать.

Страшилки – это словесные игры детей 6-12 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений.
Страшилки закрепляются в традиции и передаются из уст в уста.
Оригинален жанр страшных вызывалок (Как вызвать Бабу Ягу), цель которых – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.

страшилкиБелая простыняЖили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду

Слайд 20Садистские детские стишки
Девочка в поле лимонку нашла. «Что это, дядя?» — спросила

она. «Дёрни колечко!» — ей дядя сказал. Долго над полем бантик летал. ***
Маленький мальчик нашёл ананас, Им оказался немецкий фугас. Вымыл он ручки и сел за стол есть… Череп нашли километров за шесть.
***
Дочка у мамы просила конфетку. Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку». Быстро обуглились детские кости. Долго смеялись над шуткою гости. ***
Дети в подвале играли в гестапо: Зверски замучен сантехник Потапов. Дети в подвале играли в СС: Зверски замучен спартаковец Гесс.
***
Маленький мальчик по стройке гулял, Тихо к нему подъезжал самосвал. Не было слышно ни крика, ни стона, Только ботинки торчат из бетона.

Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Это четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем («маленький мальчик» или «девочка»), обычно в результате техногенного воздействия. Составлены в нарочито лёгкой форме, что создаёт впечатление абсурда.
Детей всегда волновали вопросы смерти. Но поскольку в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом (разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины) фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник... Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке..




Садистские детские стишкиДевочка в поле лимонку нашла. «Что это, дядя?» — спросила она. «Дёрни колечко!» — ей

Слайд 21Детские анекдоты
 Дети, начертите квадрат со стороной десять сантиметров!  - Марьиванна, что же

это за квадрат такой - с одной стороной?!
***
Учитель:  - А теперь я докажу вам теорему Пифагора.  Лентяй с задней парты:  - А стоит ли? Мы вам верим на слово.
***
Сема, сколько твоя мама должна заплатить за 2 килограмма яблок, если 1 кг стоит 2 рубля?  - Не могу сказать господин учитель, моя мама всегда торгуется.
***
Недавно в детском саду №5 прошел концерт Мэрлина Мэнсона. Он думал, что он исчадье ада, отродье сатаны... А оказалось, что он банальный бабай!

В 19 веке слово "анекдот" означало приключившееся с кем-то подлинное происшествие.
Современный анекдот - чаще вымышленный комический случай.
Детские анекдоты лаконичны, умны, каждое слово выверено и взвешено. Они рождаются на злобу дня и легко передаются из одного детского коллектива в другой, с интересом воспринимаются детьми и взрослыми.
Юмор в них редко глумливый, чаще добродушный. Главное же - анекдот дает точную формулировку запретной правды, опровергая "взрослую" ложь.
Проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой от родительского и государева ока.

Детские анекдоты Дети, начертите квадрат со стороной десять сантиметров!  - Марьиванна, что же это за квадрат такой -

Слайд 22Детский дворовой фольклор
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел

зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
 *** 
Цыпленок жареный, Цыпленок пареный, Пошел по улице гулять.
Его поймали, арестовали. Велели паспорт показать. Паспорта нету – Гони монету, Монеты нет – Иди в тюрьму.
Тюрьма закрыта, Окно разбито.
Цыпленок прыг, и был таков!
***
– Чижик-Пыжик, где ты был?
– На базаре водку пил!
Выпил рюмку, выпил две –
Закружилось в голове!

С помощью этих стишков и дразнилок дети взаимодействуют с коллективом, ищут границы моральных норм. Используя ритмичный звукоряд, часто бессмысленный, дети избавляются от негативных эмоций, отделяют свой уголок мира от взрослых (из-за "неприличности" или "недоступности для понимания"), где являются полными хозяевами.

ЧИЖИК-ПЫЖИК Эта незамысловатая детская песенка имеет глубокие исторические корни и несет смысл, уже неведомый маленьким ее исполнителям. Песня родилась в начале 20 века в Петербурге. Чижик-пыжик - вовсе не птица, а студент Петербургского Императорского училища правоведения. За яркие цвета мундира (желтый и зеленый), совпадающими с цветами оперения этой птицы, студентов прозвали «чижиками»

Детский дворовой фольклорРаз, два, три, четыре, пятьРаз, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает,Прямо в зайчика

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть