1. Приобщает детей к народному искусству, народным традициям, праздникам, обычаям, национальной культуре.
2. Знакомит детей с жизнью и бытом, повериями древних людей, своих предков.
3. Учит в игровой форме различать добро и зло, любовь и несправедливость, уважение и зависть, хорошее и плохое, ценить и просто любить мир.
4. Способствует формированию и развитию детей и их творческих способностей.
5. Прививает детям навыки поведения в детском коллективе.
6. Воспитывает у детей эстетические чувства, уважение и любовь к истокам культуры своего народа.
Поэзия пестования относится к творчеству взрослых для детей и связана с воспитанием, заботой и уходом за ними.
Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно?
Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”,“качать”.
Колыбельные – помогают усыпить ребёнка.
Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Они очень короткие.
Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.
Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду.
Частушка – двух– или четырёхстрочные рифмованные песни весёлого, задорного, обычно любовного, сатирического или юмористического содержания.
В основе ритмической организации частушки лежит 4-х-стопный хорей.
Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.
Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – устанавливать порядок в игре.
Создавая жеребьёвки дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры с отголосками древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые занятия деревни. Например, игры Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота.
Целовальные – в них играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
Обрядовые - были свойственны обрядам и праздникам. Например, забавы на Масленичные гулянья: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу;
Сезонные – были распространены среди детей, особенно в зимнее время. Например,«Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «Воротики» и «Ручеёк».
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они развивают дикцию. Бывают рифмованные и нерифмованные.
Сечки –это стишки, сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом.
В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора.
Они связаны с процессом обучения счёту. Ритмические единицы – количество ударов по дереву.
Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.
Голосянки и Молчанки связаны с одноимёнными святочными играми. Когда-то в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети.
Участники игры в "голосянку" должны были тянуть конечный гласный звук без вдоха (на сколько хватит сил и воздуха в лёгких) как можно дольше, а дети старались их рассмешить, заставить перестать "голосить": первый замолчавший (сделавший вдох) считался проигравшим.
Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение.
Рисует необычные, небывалые картинки жизни.
Небылицы-перевертыши играют роль загадок и прибауток. Для взрослых людей они предстают как нелепицы, а для детей — это смешные истории о том, чего не бывает!
Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная народная забава, испытание на смекалку, сообразительность.
Загадка, как и пословица – это краткое образное определение предмета или явления. Но в отличие от пословицы загадка даёт определение в иносказательной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт, а может представлять собой и простое описание предмета.
У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость?
Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… – ПОСЛОВИЦА.
Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие качества или просто привязанные к имени ребёнка.
Полагают что они выросли из прозвищ и кличек, к которым добавлялись рифмованные строки. Дразнилки высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство, но бывают и беспричинные.
Заклички – закликать, звать. Это обращения к различным силам природы, которые выкрикивались детьми хором или на распев. Обозначают некоторый магический договор с силами природы.
Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Дети подражают пению птицы или голосу животного. Это игра в обман или детская угроза, или звуковая дразнилка, или приговор на удачу.
Страшилки – это словесные игры детей 6-12 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений.
Страшилки закрепляются в традиции и передаются из уст в уста.
Оригинален жанр страшных вызывалок (Как вызвать Бабу Ягу), цель которых – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.
Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Это четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем («маленький мальчик» или «девочка»), обычно в результате техногенного воздействия. Составлены в нарочито лёгкой форме, что создаёт впечатление абсурда.
Детей всегда волновали вопросы смерти. Но поскольку в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом (разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины) фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник... Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке..
В 19 веке слово "анекдот" означало приключившееся с кем-то подлинное происшествие.
Современный анекдот - чаще вымышленный комический случай.
Детские анекдоты лаконичны, умны, каждое слово выверено и взвешено. Они рождаются на злобу дня и легко передаются из одного детского коллектива в другой, с интересом воспринимаются детьми и взрослыми.
Юмор в них редко глумливый, чаще добродушный. Главное же - анекдот дает точную формулировку запретной правды, опровергая "взрослую" ложь.
Проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой от родительского и государева ока.
С помощью этих стишков и дразнилок дети взаимодействуют с коллективом, ищут границы моральных норм. Используя ритмичный звукоряд, часто бессмысленный, дети избавляются от негативных эмоций, отделяют свой уголок мира от взрослых (из-за "неприличности" или "недоступности для понимания"), где являются полными хозяевами.
ЧИЖИК-ПЫЖИК
Эта незамысловатая детская песенка имеет глубокие исторические корни и несет смысл, уже неведомый маленьким ее исполнителям. Песня родилась в начале 20 века в Петербурге. Чижик-пыжик - вовсе не птица, а студент Петербургского Императорского училища правоведения. За яркие цвета мундира (желтый и зеленый), совпадающими с цветами оперения этой птицы, студентов прозвали «чижиками»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть