Слайд 1ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Почему они такие?
Педагог-психолог МБДОУ №9
«Солнышко»
Бажан Яна Анатольевна
Слайд 2АУТИЗМ- ЧТО ЭТО?
Аутизм – это психическое заболевание генетической природы, возникающее при
определенных нарушениях в развитии мозга.
Основными симптомами аутизма являются чрезмерная погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира.
Ребенок-аутист стремится ограничить контакты с внешним миром, он не воспринимает общепринятых норм и понятий.
Слайд 3Почему они такие?
Такие дети замкнуты, тревожны. Они могут быть и агрессивны
- даже по отношению к собственным родителям.
ребенок неспособен своевременно обучиться жизненно необходимым навыкам, в том числе социальным навыкам.
Ранний детский аутизм сопровождается поражением головного мозга еще до рождения ребенка. Последствия процесса сказываются на последующей его жизнедеятельности.
Слайд 4Что говорят врачи?
Правильнее и этичнее считать аутистов - людьми с нарушениями
восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.
Врачи считают аутизм одним из самых тяжелых нарушений восприятия мира и здорового психического развития у детей.
Ребенок, страдающий аутизмом, отличается ранимостью и незащищенностью.
Слайд 5Вопросы о причинах нарушений…………
У аутистов в той или иной степени восприятие
окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые).
Соответственно - они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.
К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика.
Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.
Слайд 6Причины аутизма
Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не
знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.
Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию.
Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов - зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них.
Характеристиками поведения ребенка с аутизмом являются:
нарушение социальных контактов и взаимодействий;
ограниченные интересы и особенности игры;
склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям);
нарушения вербального общения; расстройства интеллектуальной сферы;
нарушенное чувство самосохранения; особенности походки и движений.
Слайд 7Косвенные признаки аутизма у детей
Косвенные признаки аутизма можно разделить на три
основных группы:
Социальные симптомы; Проблемы коммуникации; Монотонность (стереотипность) поведения.
Социальные симптомы аутизма у детей.
Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза); Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания; Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
Слайд 8Признаки аутизма у детей: монотонность поведения
Малыш безостановочно повторяет одни и те
же простые движения;
Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей; Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня; Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового); Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.
Слайд 9Симптомы аутизма у детей: трудности коммуникации
Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало
и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства детей-аутистов такого периода не наступает никогда);
Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
Слайд 10Лечение аутизма у детей: где взять «волшебную» таблетку?
Увы, но на сегодняшний день
никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.
Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.
Слайд 11Коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь
за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения.
Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой - может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п.
В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.
Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе.
Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода пазл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.
Слайд 12Помощь психолога МБДОУ
родителям , детям и педагогам
Коррекционная работа психолога ведется
в нескольких направлениях:
- Консультирование родителей и педагогов;
- лекции-семинары (для родителей, педагогов);
- стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.
-коррекция коммуникативного страха в общении через взаимодействие в игре, в театре, в пантомиме, в конструировании и моделировании через песок и камешки
Слайд 13Три основные направления в развивающей и коррекционной работе с аутистами:
1. Повышение
самооценки (упражнение "Похвалялки", "За что меня любит мама").
2. Обучение способам развития социальных коммуникаций
3. Снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).
3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводится до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли смелых и добрых героев, преодолевающих трудности и припятствия).
Аутист-маленький коллекционер: игра в копилку из волшебных предметов и драгоценных камешек
Слайд 14Игротерапия.
Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели: отреагировать эмоционально напряжение;
ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок играет роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх общения, возникший в результате испуга или ссоры.
Слайд 15Арттерапия.
Эффективна в возрасте 4-7 лет, когда у детей нет барьеров, они
рисуют и лепят непринужденно, спонтанно.
Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование и лепка:
1) ребенок рисует друзей или одного друга;
2) ребенок рисует себя и своих друзей рядом с с0бой.
- ребенок самостоятельно вручает свой рисунок, открытку или аппликацию другу или родителям.
Используется направленное лепка: 1) ребенок лепит своих друзей; 2) ребенок лепит себя .
Слайд 16Конструирование и моделирование из мелких деталей лего.
Иногда у детей наблюдается интерес
к конструированию и моделированию на макете из пластелина. Например, они обладают уникальной пространственной памятью, слухом или восприятием.
При синдроме Аспергера интеллект сохраняется в пределах возрастной нормы или даже выше. По различным данным снижение интеллекта в пределах легкой и средней умственной отсталости отмечается более чем у половины детей.
Так, половина из них обладает IQ ниже 50. У трети детей отмечается интеллект на пограничном уровне (IQ 70). Однако снижение интеллекта не носит тотального характера и крайне редко достигает степени глубокой умственной отсталости.
Чем ниже коэффициент интеллекта у ребенка, тем труднее его социальная адаптация.