Слайд 2Жёлтые листья падают с веток
Птицы летят и прощаются с летом
Всё холоднее
становятся ночи
За знойным летом следует …
(Осень)
Слайд 3– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время
года?
- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение?
Слайд 4Откройте ваши учебники на стр. 117-118.
Слайд 5Как вы его понимаете?
Что такое «бабье лето»?
Слайд 6В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21
сентября Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето». Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С.
Слайд 11- Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по
полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом
Слайд 13Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето»
Слайд 15Давайте рассмотрим биографию писателя.
Дмитрий Борисович Кедрин – (1907-1945) родился в
Донбассе, в семье счетовода. Детство и юность прошли в Днепропетровске. В 1924 г начал работать в редакции комсомольской газеты. В 1931 году переехал в Москву, был литературным консультантом в одном из издательств.
В 1943 году ушел добровольцем в Советскую Армию. Работал в газете Северо-Западного фронта.
Как вы думаете, что делает писатель на войне и что он пишет в газетах?
Слайд 16В 1945 году он возвращался в Москву и в поезде был
убит неизвестными людьми.
У него был только один сборник стихов и он вышел в 1940 году. Его название «Свидетели».
Д.Б. Кедрин был скромен и трудолюбив. Он очень точно умел описывать словами чувства и цвета в стихотворениях. «Требуйте от себя, - писал он молодым поэтам, - абсолютной честности, не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток».
Слайд 17Давайте сначала прослушаем данное стихотворение в аудиозаписи.
Слайд 18Что представляли, когда слушали стихотворение?
Слайд 19Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению,
какие краски вы использовали бы?
Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета
Слайд 20Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению,
то какую музыку выбрали бы?
Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию
Слайд 21Давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл
непонятных выражений.
- Что такое синонимы?
Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению
Слайд 22Подберите синонимы к словам:
Зябкий –
мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный
Слайд 23Быстрый -
стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный
Слайд 24Что такое антонимы?
Подберите антонимы к словам:
зябкий
поздний
Слайд 25Значение слов:
щёлка- маленькая щель, отверстие
слаже- слаще, приятнее, лучше
пряжа- нити , полученные
прядением.
заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным
Слайд 26- Что такое эпитет?
Эпитет – определение предмета или явления, помогающее
живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему; определение – отвечает на вопрос «Какой?»
Слайд 27Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе со словами, к которым они относятся.
Бабье
лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы
Слайд 28Как поэт говорит о паутинках? Почему?
Паутинки белого цвета. Блестят на
солнце. Похожи на серебро
Слайд 29Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите
подтверждение в стихотворении.
«Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым. Жить осталось два - три дня»
Слайд 30- Посмотрите на строфы этого стихотворения.
- Сколько строк входит в
каждую строфу?
Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем
Слайд 31Вспомним , что такое рифма?
Рифма – это звуковое совпадение, связывающее
окончания или несколько строк.
Слайд 32Сегодня мы также познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Сентябрь»
Слайд 33-Давайте прослушаем это стихотворение.
Слайд 34- Что представляли, когда слушали стихотворение?
Покой, реку, багряную рощу, множество
ягод, лай, ветер и грусть
Слайд 35- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
-
А какую мелодию вы бы написали?
Слайд 36- Стихотворение написано, как бы на одном дыхании 16-строчьем. Три предложения
восклицательных, автор хочет передать нам своё немного взволнованное настроение от прихода осени, которой он восхищается и грустью от приближающейся зимы.
Слайд 37Николай Рубцов в своём стихотворении использовал приёмы олицетворения.
Кто может их
назвать?
наделение неодушевленных предметов живыми качествами:
«..блеск…играет», «..праздник…нагрянул..», «…ветер и грусть…говоря..»
Слайд 38Для того, чтобы нам лучше узнать стихотворение, что бы должны сделать?
БАГРЯНЫЙ- насыщенно красный.
СЕНИ - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).
ЗЛАТОГРИВЫЙ- золотой гривой; с гривой золотистого цвета.
Слайд 39Какие стихотворения, мы сегодня изучили?
-Чем эти стихотворения похожи?
- Что больше
всего вам запомнилось из строчек стихотворений?
-Назовите авторов написавших эти стихотворения.
Слайд 40Скоро прозвенит звонок и закончится урок.
-Оцените свою работу на уроке.
-Запишите
домашнее задание: на выбор подготовить выразительное чтение одного из стихотворений