Слайд 1
Детское экспериментирование– основа поисково–исследовательской
деятельности детей
Подготовила:
воспитатель Стукалова В.О
Прежде чем давать
знания, надо
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Слайд 2
Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего
мира. Ребенок изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом и радуется даже самому маленькому открытию.
В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
Слайд 3
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехре
riтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование
является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Формы эксперементирования
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:
- новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования),
- продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Основные характеристики детского экспериментирования:
Слайд 4Структура детского экспериментирования
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в
"лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Слайд 5Развивающая среда должна обеспечивать
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных
операций ( анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение );
формирование умений комплексно обследовать предмет в центрах экспериментирования ( с распределением материала по разделам : " Песок, глина, вода ", " Звук ", " Магниты ", " Бумага ", " Свет ", " Стекло ", " Резина " « Дерево » и т. д.)
Слайд 6Формы работы по поисково - экспериментальной деятельности
занятия ;
беседы познавательно
- эвристического характера ;
- знаково - изобразительные средства ;
- лабораторные работы ;
киносеансы ;
прослушивание аудиозаписей ;
дидактические и развивающие игры, упражнения ;
сюжетно - ролевые игры ;
эксперименты и опыты ;
- рассматривание картин ;
наблюдения за живыми объектами и явлениями природы ;
экскурсии и целевые прогулки ;
- работа в уголках природы ;
экологическая троп экскурсии и целевые прогулки ;
- акции добрых дел ;
- предметные недели ;
кружковая деятельность ;
- конкурсы ;
праздники, развлечения, вечера досуга ;
- театрализованная деятельность ;
- Дни открытых дверей ;
- диагностика развития детей.
Слайд 7Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования
Психологический комфорт
Содержание
Материалы меняются, находятся
в свободном доступе
Комплексно - тематическое планирование
Интеграция ОО
Педагог – партнер, всегда рядом
Поддержание интереса
Картотека экспериментов ( цель, содержание, оборудование, фиксирование результата )
Личностно – ориентированный подход
Центры экспериментирования
Развивающая среда
Психолого-педагогические условия для развития детского экспериментирования
Слайд 8Примерный алгоритм проведения занятия - экспериментирования
Предварительная работа ( экскурсии, наблюдения, чтение,
беседы, рассматривание, зарисовки ) по изучению теории вопроса.
Определение типа вида и тематики занятия - экспериментирования.
Выбор цели задач работы с детьми ( познавательные, развивающие, воспитательные задачи ).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах ( дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Слайд 9Алгоритм организации детского экспериментирования
Видеть и выделять проблему.
Принимать и ставить цель.
Решать проблемы.
Анализировать объект или явление.
Выделить существенные признаки и связи.
Сопоставлять различные факторы.
Выдвигать гипотезы, предложения.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Осуществлять эксперимент.
Делать вывод. Алгоритм организации детского экспериментирования.
Слайд 10Формы фиксации опытов и экспериментов
Календарь погоды.
Календарь природы.
Дневник наблюдений.
Составление
устного рассказа о рассматриваемом объекте ( явлении ).
Сравнение с уже известными детям объектами. Изучение взаимообратных процессов.
Включение в сюжетно - ролевые игры.
Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
Объемные изображения или игрушки.
Отдельные буквы и слова.
Натуральные объекты.
Циферблаты.
Записи звуков.
Зарисовывание объекта.
Схематическое зарисовывание.
Использование условных знаков.
Обведение объектов.
Планы - схемы.
Подсчет количества объектов.
Рисунки - прогнозы.
Фотографирование.
Запись воспитателя.
Слайд 11 Тематические дни в учебном процессе наполняются разнообразными познавательными занятиями, поисковой
деятельностью, экспериментированием.
Тематические дни в ДОУ как одна из форм организации опытно-исследовательской деятельности с погружением в тему на весь день
Тематический день песка в группе №5 «Радуга»
Слайд 12Изучали жителей пустынь, их особенности.
Тематический день начался с открытого занятия «Ну,
и Африка.Пустыни»
Как мы делали норки для животных пустыни.
Слайд 13Художественно-эстетическое развитие, рисование бабы-яги.
Дети перенесли изображение с бумаги на экран с
цветным песком
Слайд 14Опыт «Почему песок в пустыне сверху -сухой, а внутри -влажный»
Слайд 15Исследование обычного песка, гравия и почвы для растений
Изучаем, сравниваем, делаем выводы.
Слайд 16Опыт «Взвешивание песка»
Опыт «Отстаивание песка в воде»
Слайд 17Конструирование после беседы : «Для чего песок нужен строителям»
Слайд 18Взаимодействие с логопедом
Занятие по обучению грамоте с элементами экспериментирования «Звук и
буква Ш»
Слайд 19Заключение
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его
личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.