Слайд 1Благоприятный психологический климат урока как условие
для успешного усвоения знаний
и
формирования умений и навыков обучающихся
Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 Леднова Н.В.
Слайд 2Обоснование темы
В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно
Что означает: находится постоянно в защитной позиции;
Слайд 3Обоснование темы
2. Усиливаются негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к
знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися, что может негативно сказаться на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся
Слайд 4Обоснование темы
3. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как
следствие, их нервные срывы, могут негативно сказаться на усвоении знаний и формировании умений и навыков обучающихся
Слайд 5Обоснование темы
4. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет
решать успешно поставленные задачи и выполнить свою миссию ( в частности – формирование ЗУНов).
Слайд 6Обоснование темы
Каково же сегодня состояние психологического климата на уроках?
Что мы можем
сделать, чтобы школа успешно формировала ЗУНы обучающихся?
Слайд 7Психологический климат
В педагогической литературе под психологическим климатом урока понимается:
Дружеское единение в
системе «учитель-ученик»
Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого обучающегося;
Защищенность всех членов ученического коллектива. Ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Слайд 8Исследования
в школах России
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль
его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету.
Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.
Овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки.
Слайд 9Исследования в школах России
Проведенный опрос трех тысяч подростков показал, что только
42% обучающихся в ситуации выбора остались бы в своем образовательном учреждении; 48% ответили, что им все равно, где учиться. Каждый десятый ответил, что с радостью сменил бы образовательное учреждение. Полученные данные свидетельствуют о том, что менее половины обучающихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к образовательному учреждению, десятая часть чувствует дискомфорт.
Слайд 10
«КОНФЛИКТ В ШКОЛЕ, ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ"
Слайд 11Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов
людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
Слайд 12Все педагогические конфликты можно распределить на три группы:
Мотивационные
Связанные
с недостатками
в
организации
обучения
Конфликт
взаимодействий
Слайд 14Причины
«эмоционального выгорания»
1. Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная ответственность.
2.
Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить ошибку, не соответствовать требованиям.
3. Ощущение, что нас недооценивают и невозможность изменить положение дел.
4. Общение только с коллегами по работе, как на работе, так и вне ее.
5. Отстраненность от общественной жизни коллектива.
Слайд 15
Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:
Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение,
поощрение разными обучающимися по-разному воспринимаются
Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков
Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для обучающихся, часто идет от чувства профессионального бессилия, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
Всегда заходите в кабинет до звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
Слайд 16Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:
Не тратьте время на поиски страницы вашего
предмета в журнале, следует отметить ее закладкой заранее.
Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый обучающийся с начала и до конца был занят делом.
Увлекайте обучающихся содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво.
Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
Мотивируйте оценку знаний. Обучающийся должен знать, над чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Он будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
Слайд 17Факторы, способствующие благоприятному психологическому климату:
Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и
отдельных ребят . Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
Прекращайте урок со звонком. Удерживайтесь от излишних замечаний.
Не допускать конфликтов с классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданны в глазах учеников.
Слайд 18Личностный подход в образовании
Ученик – основной объект заботы учителя
Воспитание и обучение
без уважения к ученику – подавление
Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику
Слайд 19Из свода правил учителей
Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
Будьте терпеливы!
Внушайте каждому
веру в свои силы.
Учитесь создавать ситуацию успеха.
Учите ребят дарить радость людям, отдавать каждому делу частицу сердца.
Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
Слайд 20Спасибо, дорогой учитель!!!
Мы знаем и умеем!!!
Мы – успешны!!!