Слайд 1Воспитатель: Алексашкина Н Н
Авторское методическое пособие
Книжка – малышка «Сказка в
4 руки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богдашкинская начальная общеобразовательная школа»
Нурлатского муниципального района РТ
Слайд 2Введение
Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте
является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. Казалось бы, что еще могут придумать люди для развития малыша? Но каждый день мы находим какие-то новые, интересные и оригинальные игрушки. Одной из новинок является детская книжечка из фетра. Простыми игрушками из пластмассы уже никого не удивишь. А вот красивые мягкие странички привлекут внимание родителей и детей, и именно такой является развивающая книжка из фетра. Эта книжка-игра только недавно стала популярной, но уже покорила немало детских сердец.
Развивающие книжки - малышки, посредством которых происходит накопление речевых, зрительных, слуховых, тактильных ощущений однозначно привлекут внимание детей. Посредством такой книжки закладывается основа познавательной деятельности и речевой активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать,застегнуть, расстегнуть, рассказать, спросить. С возрастом содержание книжек становится более осмысленной, предметной, но ее цель - познание мира, через речевые задания - остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Поэтому основной задачей взрослых - воспитателей и родителей на данном этапе становится совместная игровая и речевая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.
Слайд 3
Актуальность
Дошкольный возраст — это
возраст сказок. Одним из основных средств развития детей являются дидактические игры и пособия, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного и речевого воспитания. И, именно, использование развивающих книжек – малышек в педагогическом процессе позволяет осуществлять развитие детей в естественном, самом привлекательном для него, виде деятельности – игре. Актуальность заключается в формирование у родителей навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок с опорой на странички книжки - малышки.
Основным достоинством данной книги является совместная работа детей и родителей для составления авторских сказок. Не случайно ее название "Сказка в 4 руки", так как ребенок с мамой, одновременно в 4 руки, манипулируя с предметами книжек, сочиняют авторскую сказку. Ненавязчивые вопросы могут корректировать замысел сказки, помочь в развитии сюжета.
Данная книга индивидуальна, так как сделана вручную и с любовью. Это кропотливый труд. Повторение точь-в-точь невозможно и это делает игрушку уникальной. Такие книжки в магазине не встретишь, ведь в ней много страничек и на каждой собраны, развивающие ребенка в игровой форме, сюжеты и элементы. Игрушка максимально наполнена для гармоничного и речевого развития детей. И не надоест, ведь там столько интересного! Данная книжка – малышка «Сказки в 4 руки» отвечает всем требованием ФГОС.
Слайд 4Цель:
Обогащение и накопление речевого опыта детей в
совместной творческой деятельности с родителями, посредством увлекательной книжки –малышки.
Задачи:
Помочь родителям, посредством данной книжки, формировать умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания.
Продолжать формировать знание о сенсорных эталонах.
Развивать мелкую моторику рук, мышление, воображение, речь ребёнка, тактильное и пространственное восприятие.
Воспитывать положительные качества для развития самостоятельной познавательной активности детей. Образовательные области:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Слайд 5Материалы и инструменты:
отрезы разноцветного фетра и ткани;
х\б ткань разного цвета;
нитки, по
возможности в тон с тканью;
различные бусинки, пуговички, змейки, заклепки и другая швейная фурнитура;
разноцветные тесемки, ленты. шнуры;
швейная машинка, по возможности с функцией шва «зигзаг»;
ножницы обычные и «зигзаг»;
дырокол, люверсы, клей, линейка, иголки, шило, фломастер, карандаш.
Слайд 6Ожидаемый результат: Умение составлять авторские сказки. Развитие внимания, знание основных цветов,
знание геометрических фигур. Раскрепощенность в действиях с предметами, свобода мыслей и решений. Адекватное восприятие окружающего мира и умения ориентироваться в нём.
Новизна: Многофункциональность, вариативность. Книжка – малышка нацелена на развитие речевой активности, мелкой моторики рук, усидчивости, внимания, воображения, глазомера и закрепление представления о цветовой гамме и её оттенках у детей дошкольного возраста. Игры – задания с алгоритмом формируют у детей логическое и математическое мышление, стимулируют развитие важнейших психических процессов. Преимущество данной книги состоит в том, что оно является универсальным материалом для совместных игр - заданий детей с родителями при составлении сказок.
Работа с книгой организуются на принципах:
Личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества ребенка и педагога, ребенка и родителя;
Доступности предлагаемого материала;
Последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
Вариативность и проблемность.
Алгоритм работы с пособием:
Мотивация;
Подготовительная беседа;
Практическое (экспериментальное) задание;
Методы стимуляции и мотивации:
Вопросы взрослого, побуждающие детей к развитию сюжета;
Вопросы, помогающие прояснить ситуацию.
Слайд 7Описание.
Что такое развивающая книжка из фетра?
Название говорит
за себя. Это оригинальная книга, сделанная из мягких материалов, которая способствует развитию моторики, изучению цветов и форм предметов, начала формирования творческого рассказывания и составления авторских сказок посредством персонажей книжки - малышки.
Из какого материала изготавливается?
В основном, развивающие книжки, выполнены из фетра и натуральных тканей: хлопок, лен. Очень часто маленькие дети все тянут в рот. В этом случае, ребенок не уколется, не поцарапается, все очень безопасно. Книги имеют приятные и радующие глаз расцветки. В них присутствуют пуговки и бусины, сделанные из смолы, дерева и пластмассы. Все хорошо закреплено и безопасно для ребенка. Собраны и разные на ощупь другие материалы.
Почему развивающая игрушка в виде мягкой книги?
Потому что перелистывание страничек - это такое удовольствие, ведь так интересно "А что там дальше?" Это прививает любовь к книгам и чтению. Обычная бумажная книга не выдержит активную игру любознательного малыша, ее можно будет потом собирать по кусочкам.
Книжки – малышки изготовлены с учетом возраста ребенка:
малышам до 1 года (без использования мелких и открепляющихся деталей),
с 1 года (книга усложняется развивающими съемными крупными элементами),
с 2х лет (в книге появляются простые игры, в которые можно играть вдвоем; сказки для ролевых игр; книги сделаны по сюжетам любимых мультфильмов),
с 3х до 6 лет (игры становятся более сложными, способствующими развитию логики; на страничках присутствуют сказки с персонажами сделанными для пальчикового театра для развития памяти и речи).
Отличительной особенностью пособия является красочность, доступность, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с геометрическими фигурами, цветом, формой, величиной, ориентировкой на плоскости с опорой на алгоритм. Именно на это и направлена данная книжка, которое дает ребенку возможность самостоятельно и с взрослым выполнять увлекательные игровые задания, составлять не большие авторские сказки.
Слайд 8Содержание.
«Жили – были Собачка и Лягушонок. Собачку звали
- Тошкой, а Лягушонка - Квашом. Однажды он решили пойти в лес. Лес был большой и красивый. Там было много деревьев, грибов. На их пути была большая река и они решили ее переплыть на кораблике. На другом берегу они увидели красивый домик, в котором они увидели котенка. Оказывается, он потерялся и спрятался в этом домике. Кваш и Тошка успокоили его и предложили проводить домой. Но чтобы добраться до дома, им нужно выполнить задание « Назвать все геометрические фигуры». Они быстро ответили на все вопросы и добрались до дома".
Слайд 91-2 страницы
Ребенку предлагается ответить на вопрос Кто? И выбрать себе
зверушку из набора пальчикового театра, которые расположены в кармашке и на липучках. (игра –минутка на умение работать с липучкой) Взрослый тоже выбирает себе зверушку. На данном моменте можно предложить описать объект, рассказать о нем. Взрослый не навязчиво предлагает начать сочинять свою сказку . Например: Жили – были Кто? (предлагает одеть на пальчик выбранный объект).
Задание: назвать соответствующий цвет и форму того или иного предмета. Показать глазки, носик (малышам)
Слайд 103 страница.
Взрослый задает вопрос «Куда?» И предлагает ребенку продолжит сказку
.Сказочные герои отправляются в лес.
Игры – задания:
Назвать, что ребенок видит на странице.
Показать где яблочек много, где мало.
Снять с липучек елочки и предложить найти елку где жучок сидит высоко, а где низко.
Поиграть с лучиками солнышка (тактильные ощущения)
Перебрать цветные бусинки на резинке (закрепить знакомые цвета, тактильные ощущения).
Посчитать грибочки.
Слайд 114страница
Предлагается вопрос «На чем?» Ребенок имеет право выбрать на чем они
отправятся.
Игры – задания:
«Плывем на пароходике» Подвигать шнур, тем самым обеспечить движение парохода. Закрепить понятие «Вперед – назад».
«Летим на самолете». Механическим движением привести самолет в движение. Закрепить понятие «Вверх – вниз»
«Найди цветочек» Рассмотреть картинку и найти цветочек, назвать его цвет и предложить расстегнуть пуговку.
«Игра с облачком» ( тактильные ощущения).
Слайд 125страница
Вопрос «Кого?» Ребенку предлагается посмотреть кого они встретили.
Игры – задания:
«Кого ты
видишь на дереве?» (птичку, сову. листочки).Посчитай листочки ( работа с липучкой)
«Кого ты еще видишь?» (божью коровку) Какого она цвета? (зеленая) Где она сидит? (на крыше) Работа с магнитиком.
«Кто в домике спрятался? «Ребенок механическим движением открывает дверцу домика и находит там котенка.
«Красивые цветочки». Ребенку предлагается назвать цвета цветочков. Альтернативное задание: показать красный, синий и т д цветок.
Слайд 136 страница
Вопрос «Что делают?» Ребенок называет глаголы – играют, считают, дергают,
смотрят, радуются и т д.
Игры – задания:
«Покажи красную, синюю, зеленую, желтую фигуры» (движением белой пуговицы по шнуру) Закрепить понятия «Выше – ниже»
«Покажи круг, квадрат, прямоугольник, треугольник».
«Назови, какого цвета круг, квадрат, прямоугольник, треугольник».
Игра на тактильные ощущения с цветными резинками (ребенок дергает резинки за шарики) Закрепить понятия « Длинный – короткий»
Слайд 14Страничка – сюрприз
Взрослый повторяет всю сказку еще
раз.
Заключительная страничка с сюрпризом привлечет внимание ребенка и вызовет желание вернуться к этой книжке еще и еще раз! В роли сюрприза может быть сладость, резинка для волос, мелкая игрушка, загадка, стишок и тд.
Слайд 15Вывод
Используя грамотно авторское игровое пособие «Книжка –
малышка «Сказка в 4 руки», можно давать детям задания разной сложности: предложить ребенку сочинить сказку с опорой на алгоритм (вопросы, место действия и тд). Увлекательные игры – задания формируют у детей речевое развитие, логическое мышление, развивают мелкую моторику рук, стимулируют развитие важнейших психических процессов.
Преимущество данной книжки – малышки состоит в том, что оно является универсальным материалом для развития у детей логического, ассоциативного мышления, а это является основой речевого развития. Результативность пособия прогнозируется следующими знаниями детей к концу года: расширение представлений детей о сенсорных эталонах, закрепление и повторение пройденного материала, развитие творческих речевых возможностей.
Дети раскрепощены, свободны, не боятся мыслить, фантазировать и говорить . Такие игры – упражнения помогают деткам с помощью взрослого сочинять не сложные авторские сказки, с опорой на наводящие вопросы, развивают творческую личность ребенка, способствуют сотворчеству детей и взрослых.
Пример авторской сказки:
Семья Пети И: «Жили – были Зайчик и Медвежонок. Были они очень любознательными и решили сходить в соседний лес. Лес находился очень далеко, и они приняли решение лететь на самолете. В лесу они встретили птицу Сову, которая сидела на дереве, и ей было очень скучно. Тогда Зайчик и Медвежонок предложили ей поиграть с ними в интересную игру «Найди фигуру». Игра так их увлекла, что они и не заметили, что наступил вечер и им нужно вернуться домой. Они попрощались с Совой и обещали обязательно к ней вернуться»
Слайд 16Используемая литература:
А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение
детей» Москва 2008г.
А. М. Бородич «Методика развития речи детей». Просвещение, 1974г.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
О. А. Шорохова «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». Москва 2007г.
Интернет ресурсы: https://www.livemaster.ru; https://babyben.ru ; https://razvitieiq.ru;