Презентация, доклад на тему ,,Артикуляционная гимнастика-семинар_практикум для воспитателей ДОУ

Содержание

Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Слайд 1Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей

Презентацию подготовила:
Карачевцева

Ирина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ ДС №9
г. Николаевск-на-Амуре, 2017 г.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,  как средства развития речи детейПрезентацию подготовила: Карачевцева Ирина Викторовна, учитель-логопед МБДОУ ДС

Слайд 2Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку

предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
Формирование правильного произношения звуков у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи,

Слайд 3Время появления звуков в речи
1 - 2 года: А, О, Э, П,

Б
2 - 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, Г, К, Х, Й
3 - 4 лет:   С, З, Ц
4 - 5 лет:   Ш, Ж, Ч, Щ
5 - 6 лет:   Р, Л
Время появления звуков в речи 1 - 2 года: А, О, Э, П, Б2 - 3 года: И,

Слайд 4 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает

голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом или воспитателем артикуляционных упражнений.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.  
Артикуляционная гимнастикаАртикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки,

Слайд 5Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой

и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям, - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха

Слайд 6Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут
Сначала

упражнения надо выполнять медленно, с зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
 
Рекомендации к проведению  артикуляционной гимнастики:Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минутСначала упражнения надо выполнять медленно, с

Слайд 7Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить
за тем, чтобы

они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.
Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить  за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям

Слайд 81. «Улыбка» («Заборчик»)
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд.
Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.


1. «Улыбка» («Заборчик»)Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в

Слайд 92. «Хоботок» («Трубочка»)
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком

положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».

2. «Хоботок» («Трубочка»)Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до

Слайд 103. «Домик открывается»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука

[а]), подержать рот открытым в течение 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.


3. «Домик открывается»Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а]), подержать рот открытым в течение

Слайд 114. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад.

Широкий язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.

4. «Любопытный язычок»Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Широкий язык кладём на нижнюю губу,

Слайд 125. «Язык здоровается с подбородком»
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться

вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5—10 раз.

5. «Язык здоровается с подбородком»Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5—10

Слайд 136. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.

6. «Язык здоровается с верхней губой»Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при

Слайд 147. «Обезьянка»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5 секунд.

7. «Обезьянка»Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком

Слайд 158. «Бульдог»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой

и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.

8. «Бульдог» Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в

Слайд 169. «Хомяк»
Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки,

задерживаясь в каждом положении в течение 3—5 секунд. Можно контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк .

9. «Хомяк»Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение

Слайд 1710. «Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком

языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5—6 кругов в одну и другую стороны .


10. «Кружок»Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под

Слайд 1811. «Чередование» («Толстячки — худышки»)
Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает

и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 сек.

11. «Чередование» («Толстячки — худышки»)Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе,

Слайд 1912. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно

надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

12. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух

Слайд 2013. «Самовар» («Паровозик»)
Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течение 2—3

секунд и выпустить через губы, произнося: «Пых». Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «Пых-пых-пых» («самовар кипит»).

13. «Самовар» («Паровозик»)Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течение 2—3 секунд и выпустить через губы, произнося:

Слайд 2114. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно

положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па­па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение: 1 — пошлёпывать губами кончик языка; 2 — пошлёпывать губами середину языка; 3 — пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

14. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,

Слайд 2215. «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком

медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.

15. «Чистим зубы снаружи»Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних

Слайд 23Пальчиковая гимнастика
Учеными доказаны важные положения, касающиеся взаимосвязи между уровнем развития речи

и степенью развития тонкой моторики кисти руки:
Движения пальцев рук, являясь совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны.
Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускорении развития речи ребенка.
Пальчиковая гимнастикаУчеными доказаны важные положения, касающиеся взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти

Слайд 24Правила проведения:
пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
после каждого

упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
пальчиковая гимнастика должна проводится регулярно, ежедневно Желательно использоваться ее на всех занятиях.
Правила проведения:пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти

Слайд 25Группы упражнений:
Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук.
Сопряженная гимнастика. Упражнения,

направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики.
Упражнения развивающим силу мышц кистей и пальцев рук относятся игры и упражнения с мелкими предметами (теннисные, резиновые мячики, игрушки для прорезывания зубов и т.д.)
Группы упражнений:Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Сопряженная гимнастика. Упражнения, направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата

Слайд 26Статические упражнения, удерживающие определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта

– это такие как «Зайцы», «Коза», «Собака», «Цветок», «Лучики», они способствуют формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию наблюдательности и внимания, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.
Упражнение на развитие динамического компонента на другую, умения противопоставлять большой палец остальным, динамической координации («Пальчики двигательного акта, на развитие умения переключаться с одной позиции здороваются», «Скакалка», «Моя семья» и т.д).
Кинезиологических упражнений: направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет формировать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики, предотвращение и коррекцию дисграфии. («Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос»,«Змейка».
Статические упражнения, удерживающие определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта – это такие как «Зайцы», «Коза»,

Слайд 27Используемая литература:
Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для

развития речи и дикции.- М.: АСТ:Полиграфиздат; СПб.:Сова, 2011.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Цвынтарный В.В. Играем и развиваем речь. – СПб., издательство «Лань», 2000.
Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:Картотека пальчиковых игр. – СПб.:КАРО, 2008.

Используемая литература:Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции.- М.: АСТ:Полиграфиздат;

Слайд 28Спасибо
за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть