Слайд 1Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» Л.Ф.Климанова
С.Г. Макеева
программа :
«Перспектива»
Вначале даются буквы для обозначения нейотированных гласных А О У Ы И Э.
Затем буквы для обозначения согласных в зависимости от их частотности.
В конце буквы для обозначения йотированных гласных Е,Ё,Ю,Я и наиболее редко встречающиеся буквы Х,Ц,Ч,Щ.
Такой порядок подачи букв характерен для русской букваристики и является наиболее рациональным.
В данной «Азбуке» в качестве основного метода обучения чтению избран разработанный еще К.Д.Ушинским (аналитико-синтетический метод. )
Слайд 2Этапы ОГ
Как и в большинстве современных азбук, обучение в данном учебнике
делится на добукварный, букварный и послебукварный периоды (авторами они названы как подготовительный, основной и обобщающий периоды).
Подготовительный. «Давайте знакомиться»
Общение с помощью: жестов,мимики, рисунков, пиктограмм, знаков – посредников.
Слайд 3Основной. «Страна АБВГДейка»
Наблюдение за лексическим значением слова и
семантическими связями слов.
Формирование первоначальных навыков графического и орфографического письма.
Развитие речевого мышления в устной и письменной форме.
Слайд 4Авторы при рассмотрении понятия о слоге отказались от классификации слогов (слоги-слияния,
буквы вне слияний, открытые, закрытые слоги и т.д.)
При этом сохраняется классификация согласных по твердости-мягкости и выявление их оппозиции на модели не только слога, но и целого слова (мышка – мишка, кот – кит, мел – мэр, лом – лен, нос – нес). То же самое можно сказать и об оппозиции звонких и глухих согласных (гора – кора, зуб – суп, том – дом, шил – жил).
Слайд 5Послебуквенный период. «Про всё на свете.»
Содержание этого раздела нацелено на параллельное
развитие письменной и устной речи детей.
Она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным литературно-художественном материалом – мудрыми текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких иллюстраций.
Слайд 6Интересной особенностью основного раздела азбуки является то, что он заканчивается повторным
обращением к вопросам семиотики, что называется, на новом «витке спирали», после изучения буквенного состава русского языка, что позволяет детям уже осмысленно воспринять вывод о том, что буква является значком звука, а слово – знаком явления действительности.
Слайд 7В обобщающем периоде детям предлагаются для чтения образцы русского фольклора (пословицы,
загадки, присказки, считалки, сказки), классические произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Л.Н.Толстого, А.А.Фета, В.Майкова, К.Д.Ушинского, произведения поэтов и прозаиков ХХ века – С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса, Б.Заходера, В.Берестова, И.Токмаковой, Н.Матвеевой и др. и научно-популярные статьи В.Бианки, Н.Сладкова и А.Плешакова.
Слайд 8
Таким образом, этот учебник является дальнейшим развитием
теории и практики российской букваристики в русле концепции линии УМК «Перспектива» и новых подходов к обучению, предлагаемых Концепцией Госстандарта общего образования второго поколения.
Новизна заключается не только в усилении внимания к вопросам общения, к лексической стороне слова и к вопросам семиотики, но и в наличии так называемого «шлейфа», то есть дополнительных учебных пособий. Кроме традиционных прописей и методического пособия для учителя, входит еще сборник дидактических материалов «Читалочка».
Слайд 9
Авторы постарались сохранить в своем учебнике лучшие достижения
отечественной букваристики: расположение букв в порядке их частотности, таблицы оппозиции букв для обозначения гласных и букв для обозначения согласных, развитие фонематического слуха, внимание к смыслоразличительной роли фонем, аналитико-синтетический метод обучения чтению, интеграцию письма и чтения в период обучения грамоте, учет разного уровня подготовленности учащихся, внимание к орфографической стороне, к формированию красивого почерка и прекрасный подбор иллюстративного материала и текстов.
Такое сочетание новизны и следования традициям делает учебник «Азбука» стройным, цельным и гармоничным.