Слайд 1Концепция
учителя-логопеда ЦРР д/с №57 «Ладушка»МБДОУ
«Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития
логопедической службы в ДОУ города Димитровграда»
Слайд 2Увеличение числа детей
дошкольного возраста
с нарушениями речи
Постоянный рост числа
детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности ДОУ в ряд наиболее значимых и приоритетных. Большое количество детей имеют сложные дефекты. Такие дети нуждаются в различных формах коррекционной помощи. В городе Димитровграде функционируют различные группы компенсирующей направленности. В этих группах своевременно оказывается специальная коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Самую многочисленную группу – 70-90 % от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями в речевом развитии. В связи с этим невозможно оказание коррекционно-педагогической помощи только в рамках логопедических групп. В сложившихся условиях возрастает роль и значение логопедических кабинетов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Слайд 3Дошкольный логопедический кабинет – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям
с недостатками речи.
Слайд 4Специфика работы учителя-логопеда
в дошкольном логопедическом кабинете.
Основные Отличия от работы
логопеда в компенсирующей группе
Логопедический кабинет
в ДОУ
Группа компенсирующей направленности
1 . Встраивание в общеобразовательный процесс без специально отведенного времени для логопедических занятий;
2. Число детей – 25 в течение года;
3.Различные речевые заключения у детей. Парциальное использование программ и технологий. Программа коррекционной помощи в условиях логопедического кабинета не разработана;
4. Основные формы организации работы с детьми – подгрупповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия. Все подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны;
5. Логопедические занятия кратковременные (15-20 минут) и краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 или 12 месячный срок обучения ( срок обучения продлевается детям с осложненными речевыми нарушениями до 24 месяцев);
6. Отсутствие у воспитателей общеразвивающих групп специально отведенного времени и возможности автоматизации звуков и закрепления речевых навыков, полученных на логопедических занятиях
1. Организация работы с приоритетным направлением – коррекции речи и специально отведенным временем для логопедических занятий ;
2. Число детей - 12-15 в течение года;
3. Одинаковое речевое заключение детей, что определяет программу обучения;
4. Основные формы организации работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия. Состав группы постоянный в течение года;
5. Ежедневные логопедические занятия в течение 2 лет;
6. Автоматизация звуков, закрепление полученных на логопедических занятиях речевых навыков воспитателями в течение дня и специально отведенное время, что положительно влияет на весь коррекционный процесс
Слайд 5Методы и приемы
коррекционного обучения
в дошкольном логопедическом кабинете
Методы и приемы, используемые
во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Слайд 6Технология логопедического обследования;
Психолого-педагогическая компенсирующая технология;
Игровые технологии;
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая
гимнастика, биоэнергопластика, самомассаж биологически активных точек, логопедический массаж;
Авторские технологии: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Ткаченко Т.А., Агранович З.Е., Мироновой Н.М., Баскакиной О.Е., Лынской М.И, Комаровой Л.А., Громовой О.Е.;
Технологии проектной деятельности;
Информационно-компьютерные технологии.
Современные педагогические технологии, используемые учителем-логопедом в ДОУ:
Слайд 7
Анализ актуального состояния организации коррекционно-развивающего обучения и методического обеспечения логопедического процесса
в ДОУ города Димитровграда позволил выделить следующие основные проблемы
Слайд 8Проблемы и пути их решения.
Организационная проблема
В центрах развития ребёнка и
в ДОУ общеразвивающего вида, не имеющих в своей структуре компенсирующих групп работают логопедические кабинеты. Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ОНР) вынуждены переходить в другие ДОУ, так как в рамках логопедического кабинета помощь им не может быть оказана. С другой стороны, в ДОУ комбинированного вида имеются компенсирующие группы для детей с ТНР, но отсутствуют логопедические кабинеты. Большое количество детей, имеющих ФФН, ФН, ФИД остаются без своевременной логопедической помощи.
Решение этой проблемы я вижу в следующем:
- в ДОУ комбинированного вида необходимо открывать логопедические кабинеты,
- в ДОУ общеразвивающего вида организовать обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в комбинированных (интегрированных) группах с внутригрупповой дифференциацией индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности.
Это позволит оказывать своевременную помощь детям со всеми видами речевых нарушений.
Слайд 9Нормативно-правовая проблема
По модели организации логопедической помощи в ДОУ, не имеющем в
своей структуре компенсирующих групп до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедических пунктах и кабинетах по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются: перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети; механизма зачисления; количества одновременно занимающихся в логопедическом кабинете детей; рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта; перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.
Что касается механизма зачисления детей в логопедический кабинет, то требования зачисления через городскую ПМПК, на мой взгляд, нерациональны. Зачисление же, проводимое учителем-логопедом данного логопедического кабинета по результатам первичного обследования через ПМПк ДОУ вполне оправдано, тем более что объективность зачисления может быть подтверждена логопедическими заключениями логопедов городских поликлиник во время ежегодных логопедических обследований детей массовых детских садов.
По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом кабинете в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.
Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.
Слайд 10Пути решения нормативно-правовой проблемы
Необходимо:
- формирование нормативно-правовой базы федерального
(муниципального) уровня, регламентирующей деятельность специалистов в рамках логопедического кабинета;
- разработка программы логопедической работы по коррекции и предупреждению отклонений в развитии детской речи в условиях логопедического кабинета;
Слайд 11Проблема
оказания ранней помощи
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной
ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопедического кабинета ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям. Увеличивается количество детей раннего возраста с недостатками речи. В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (95%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопедического кабинета получают только дети старших и подготовительных групп, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Дети среднего и тем более младшего возраста остаются без логопедической помощи.
Слайд 12Пути решения проблемы оказания ранней помощи
Необходима:
- модификация системы управления ДОУ и
признание логопедического кабинета в качестве одного из основных звеньев коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста;
- создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития
(с включением дополнительной ставки учителя-логопеда, привлечением воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога и т.д.);
- внесение изменений в функциональные обязанности специалистов, воспитателей детей раннего и старшего возрастов, осуществляющих коррекционную работу;
Слайд 13Проблема взаимодействия
с родителями
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического кабинета
определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители должны быть полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля. На практике часто родители не уделяют должного внимания проблемам ребенка по следующим причинам:
- неосведомленность родителей в области коррекционной педагогики;
- недостаточность времени у родителей для занятий с детьми дома;
- безразличие родителей к проблемам ребёнка.
В связи с перечисленными проблемами часто коррекционно-образовательный процесс затягивается.
Слайд 14Пути решения проблемы взаимодействия с родителями
Необходимо:
- заключение договоров с родителями по
включению их в коррекционно-предупредительный процесс как равноправных участников;
- проведение различных форм работы с родителями по включению их в коррекционно-образовательный процесс;
В ЦРР д/с № 57 «Ладушка» МБДОУ, мы используем различные формы работы: выступления на родительских собраниях, консультации, индивидуальные беседы и практикумы, экспресс - беседы по запросам родителей, показ фрагментов индивидуальных занятий, круглые столы со специалистами ДОУ, логопедические гостиные совместно с детьми и родителями по обучению родителей приемам и методам формирования и закрепления навыков правильного звукопроизношения, формирования лексико-грамматических компонентов речи и связной речи. В помещении детского сада и группах имеются информационные стенды и сменяемые модули.
Все предложенные нами решения проблем организации логопедической работы в период дошкольного детства в условиях ДОУ различных видов позволят своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение
Слайд 15Одна из Форм работы с родителями:
логопедическая гостиная
Слайд 16 «Круглый стол»: Участники специалисты ДОУ, дети и Родители
Слайд 17Информационный стенд и сменяемые модули в группах
для родителей