Слайд 1АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС
-
Долгова Светлана Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11
Слайд 2 Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Слайд 3 Учителям нужно постоянно учиться,
ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА, а не тусклой керосиновой лампой, чуть излучающей свет.
Слайд 4….Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной
и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев…
Одна из функций ФГОС:
Слайд 5Универсальные навыки –
требования, предъявляемые жизнью
способность принимать решения и умение решать
проблемы,
коммуникативные умения и качества,
умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
лидерские умения и качества,
умение работать в команде и др.
успех в профессиональной
деятельности
успех
в общественной деятельности
гармония
в личной жизни
Слайд 6Низкая учебная мотивация
Нежелание учиться
Проблема современной школы
Низкое качество обучения
Слайд 7Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к
тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому
(Руссо Жан-Жак)
Слайд 8Изменение роли ученика
Ученик – активный участник образовательного процесса
Ученик – послушный исполнитель
АМО
(активные методы обучения)
Слайд 9Что такое АМО?
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ–
Это методы,
стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Слайд 10АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех
органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
диалоге и полилоге,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Слайд 11Эффекты АМО
Человек запоминает:
только 10% того, что
он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
Слайд 12Развитие высокой мотивированности,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма
разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд,
азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Слайд 13Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Технология модерации
Слайд 14Технология модерации
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,
управлять, регулировать.
как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов - «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).
основана на педагогических, психологических и социологических аспектах
направлена на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Слайд 15Что даёт технология модерации?
эффективное управление классом в процессе урока,
максимально полное
вовлечение всех учеников в образовательный процесс,
поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока,
эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков
гарантированное достижение целей урока и запланированных результатов
оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия),
оптимальное использование энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся)
совмещает обучение и воспитание
Слайд 16Каждому этапу урока – свои АМ
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение
целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ релаксации
АМ подведения итогов урока
http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет"
Слайд 17АМ на начало образовательного мероприятия
Такие методы, как «Групповое гудение», «Мой цветок»,
«Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Слайд 18АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево
ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Слайд 19АМ презентации
учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится
сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», Метод «Пометки на полях» или «Инсерт» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Слайд 20Реши задачу!
Как наполнить ведро три раза до краёв,
ни разу его не опорожняя?
Слайд 21АМО рефлексии «Мишень»
Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.
Организация: Учитель
предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Слайд 22АКТИВНЫЙ
МЕТОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Применяют на различных этапах урока.
УСПЕХ
РАЗВИВАЕТ
АКТИВИЗИРУЕТ
УЧИТ
Метод «Синквейн»
Слайд 23Недостатки АМО
Дети свои особенности, поэтому:
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно
на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.
Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Слайд 24Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют
себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.
Слайд 25Источники информации
http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет» «Активные методы обучения»
http://mou29-klgd.narod.ru/ob.htm
http://www.yartoys.ru/shop/show_cat.php?start=30&catid=101&option=bypriced
http://www.proshkolu.ru/user/Politova65/file/317858/
http://www.your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/