Презентация, доклад на тему Активизация познавательной деятельности младших школьников

Содержание

Тема презентации «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время»

Слайд 1Визитная карточка

ФИО педагогического работника:
Кладова Светлана Николаевна

Место работы, должность:
МБОУ Слизневская ОШ,
учитель начальных

классов
первой квалификационной категории

Профессиональное кредо:
«Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни»
Личностное кредо:
«Жизнь дана на добрые дела!»

Визитная карточка ФИО педагогического работника:Кладова Светлана НиколаевнаМесто работы, должность:МБОУ Слизневская ОШ,учитель начальных классов первой квалификационной категорииПрофессиональное кредо:«Учитель

Слайд 2Тема презентации
«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики и во

внеурочное время»
Тема презентации «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время»

Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
- изучение психолого-педагогической и

методической литературы;

- выступление на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и педагогического совета школы;

- участие в научно-практических семинарах и педчтениях;

- публикация научно-методических статей в сборниках и сети Интернет.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования- изучение психолого-педагогической и методической литературы;- выступление на заседаниях методического

Слайд 4Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
«Нельзя более мириться со

школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабаниванием уроков»

С. Френе
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования «Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени

Слайд 5Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

- сознательное отношение к усвоению

знаний обучающимися происходит в процессе их активной умственной деятельности;

- активизация обучающихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе;

- противоречие между насущной необходимостью развития познавательной активности школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на уроках.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования- сознательное отношение к усвоению знаний обучающимися происходит в процессе их

Слайд 6Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
- системно-деятельностный подход в

обучении (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин);

- теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков);

- учение о познавательном интересе (Г.И.Щукина, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович);

- теория активности в обучении (Т.Н.Шамова, М.Н.Скаткин);

- учение о роли личности в процессе обучения
(Л.С. Выготский).

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования- системно-деятельностный подход в обучении (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин);- теория развивающего

Слайд 7Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основная

идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

П.Я.Гальперин

ыС.Л.Рубинштейн

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основная идея его состоит в том, что

Слайд 8Теория развивающего обучения – это направление в теории обучения и практике

образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся. Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, т.е. должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними.
В системе Л.В.Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся. Система направлена на развитие у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

В.В. Давыдов

Л.В.Занков

Д.Б.Эльконин

Теория развивающего обучения – это направление в теории обучения и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных

Слайд 9 По мнению Г.И.Щукиной познавательный интерес определяется как избирательная

направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Как считает Б.Г.Ананьев, превращение первоначального познавательного отношения в устойчивую черту личности совершается в общем процессе становления личности, в ходе обучения и воспитания. Познавательный интерес является одной из главных побудительных сил умственного развития и поведения.
По суждению Л.И.Божович, познавательный интерес определяет характер не только познавательной, но и общественной направленности. Находясь в числе ведущих мотивов деятельности, познавательный интерес способствует формированию внутренней позиции личности, т.е. ее отношения к действительности.

Г. И. Щукина

Б.Г.Ананьев

Л.И.Божович

По мнению Г.И.Щукиной познавательный интерес определяется как избирательная направленность личности, обращенная к области познания,

Слайд 10 Активное обучение представляет такую

организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Т.И.Шамова рассматривает активность как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей.

Т.И. Шамова

Активное обучение представляет такую          организацию

Слайд 11Согласно Л.С.Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм

и способов деятельности. Движущей силой психического развития является обучение. Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. Обучение есть необходимый момент в процессе развития ребенка. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

Л.С.Выготский

Согласно Л.С.Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущей силой психического

Слайд 12Цель педагогической деятельности
Цель: создание условий для обеспечения положительной динамики развития предметных

и метапредметных результатов обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Цель педагогической деятельностиЦель: создание условий для обеспечения положительной динамики развития предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках

Слайд 13Задачи:
- использование различных технологий, методов и приемов для активизации познавательной деятельности

обучающихся;
- создание ситуации успеха для развития каждого ребенка;
- формирование у обучающихся способности владения различными способами познания;
- создание условий для развития самостоятельности обучающихся в овладении знаниями и использовании ими различных способов действий в жизненных и учебных ситуациях;
- апробация (реализация) программы внеурочной деятельности «Занимательная математика».


Задачи:- использование различных технологий, методов и приемов для активизации познавательной деятельности обучающихся;- создание ситуации успеха для развития

Слайд 14ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- положительная динамика качества знаний;

- повышение уровня сформированности универсальных учебных

действий;

- положительная динамика индивидуальной успешности учащихся;

- повышение учебной мотивации.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ- положительная динамика качества знаний;- повышение уровня сформированности универсальных учебных действий;- положительная динамика индивидуальной успешности учащихся;-

Слайд 15Ведущая педагогическая идея
Обучение без принуждения,
которое реализуется через:

- создание реальных условий

для развития творческого потенциала каждого ученика, учитывающих разное психофизиологическое развитие;

- выполнение посильных заданий, предложенных на оптимальном для каждого ребенка уровне трудности, тем самым создавая ситуацию успеха;

- использование дифференцированных заданий с дозированной помощью или творческой переработки основных заданий.
Ведущая педагогическая идеяОбучение без принуждения, которое реализуется через:- создание реальных условий для развития творческого потенциала каждого ученика,

Слайд 16Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Слайд 17ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Слайд 18АРИФМЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Признаки предметов. Отношения. Названия и последовательность чисел.

Сложение и вычитание чисел. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числа-великаны. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки. Поиск нескольких решений. Последовательное выполнение арифметических действий. Отгадывание задуманных чисел. Заполнение кроссвордов. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Римские цифры. Меры. Единицы длины. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объема.
АРИФМЕТИЧЕСКИЙ БЛОК   Признаки предметов. Отношения. Названия и последовательность чисел. Сложение и вычитание чисел. Таблица умножения

Слайд 19АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ БЛОК
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с

недостающими данными. Обратные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Нестандартные задачи: на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на переливание. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи. Задачи на доказательство.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ БЛОК   Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостающими данными. Обратные задачи. Старинные задачи.

Слайд 20ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БЛОК
Пространственные представления. Маршрут передвижения. Построение собственного маршрута

(рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Вычерчивание орнамента с помощью циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Геометрические фигуры и тела. Симметрия. Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Танграм. Паркеты и мозаики. Решение задач геометрического содержания.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ БЛОК   Пространственные представления. Маршрут передвижения. Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры.

Слайд 22МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 23ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД

Преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный

материал. Осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов. Деятельность ученика направлена на получение информации. В результате формируются знания-знакомства.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД   Преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал. Осуществляется как лекция, рассказ, беседа,

Слайд 24МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Используя самые различные источники и средства,

педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся соучастниками научного поиска.
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ   Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит

Слайд 25ЧАСТИЧНО – ПОИСКОВЫЙ МЕТОД

Заключается в

организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом.
ЧАСТИЧНО – ПОИСКОВЫЙ МЕТОД     Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении

Слайд 26ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

После анализа материала, постановки проблем и задач

и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД   После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа

Слайд 27ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 28УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ ОЛИМПИАДАХ

УЧАСТИЕ В ДИСТАНЦИОННЫХ ОЛИМПИАДАХ

Слайд 29НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Слайд 30Занятие - сказка
Такую форму организации занятий обычно использую при обобщении и

систематизации знаний учащихся. В качестве завязки использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку. На этапе кульминации ввожу новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей. Заканчивается занятие развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.

1класс: «Муха – Цокотуха. Состав числа 10»
2 класс: «Колобок. Сложение и вычитание в пределах 100»
4 класс: «Буратино в стране Математика. Умножение и деление на 10, 100»
Занятие - сказкаТакую форму организации занятий обычно использую при обобщении и систематизации знаний учащихся. В качестве завязки

Слайд 31Занятие - путешествие
«Путешествие в лес. Сложение в пределах 20» - 1

класс

«Морское путешествие. Закрепление табличных случаев умножения» – 3 класс

«Путешествие на воздушном шаре. Числа больше 1000. Нумерация» – 4 класс.
Занятие - путешествие«Путешествие в лес. Сложение в пределах 20» - 1 класс«Морское путешествие. Закрепление табличных случаев умножения»

Слайд 32Занятие - игра
Игра – один из наиболее важных стимулов обучения детей

младшего школьного возраста. На занятиях я широко использую подвижные, полуподвижные и спокойные игры.

«Поле чудес» – 2 класс
«Счастливый случай» – 4 класс
Занятие - играИгра – один из наиболее важных стимулов обучения детей младшего школьного возраста. На занятиях я

Слайд 33Занятие-турнир
На таких занятиях детям предлагаются загадки, кроссворды, ребусы, конкурсы,

Занятие-турнирНа таких занятиях детям предлагаются загадки, кроссворды, ребусы, конкурсы,

Слайд 34Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Качество знаний по математике
2013-2014 учебный

год

Качество знаний по математике
2014-2015 учебный год

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыКачество знаний по математике2013-2014 учебный годКачество знаний по математике2014-2015 учебный год

Слайд 35Диагностика УУД
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные

Диагностика УУДличностныерегулятивныепознавательныекоммуникативные

Слайд 36Развитие познавательной мотивации

Развитие познавательной мотивации

Слайд 37Методика незаконченных предложений

Методика незаконченных предложений

Слайд 38Диапазон личного вклада педагога в развитие образования. Транслируемость
- Межпредметная олимпиада младших

школьников

-Неделя математики

- Конкурс «Рисуем с помощью геометрических фигур

- Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

- Всероссийская дистанционная
олимпиада по математике
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования. Транслируемость- Межпредметная олимпиада младших школьников-Неделя математики- Конкурс «Рисуем с помощью

Слайд 39- Представленный опыт может быть использован учителями начальных классов, работающими по

различным УМК.

- Практические достижения профессиональной деятельности обобщаются на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педагогических советах.

- Обобщение опыта происходит на педагогических чтениях, научных семинарах.

- Отдельные аспекты накопленного педагогического опыта размещены в сети Интернет.
- Представленный опыт может быть использован учителями начальных классов, работающими по различным УМК.- Практические достижения профессиональной деятельности

Слайд 401) Статья «Система типовых заданий для формирования личностных и метапредметных результатов

обучения на уроках математики в начальной школе», Материалы IV районных педагогических чтений «Эффективные пути достижения личностных и метапредметных результатов обучения», 2012 г.
2) Разработка урока математики на тему «Случаи сложения вида 36+2, 36+20», http://учительский сайт проекта «Инфоурок».
3) Разработка внеклассного мероприятия на тему «Путешествие по стране Математика», http://multiurok.ru/
4) Разработка внеклассного мероприятия на тему «Кто лучший математик», http://multiurok.ru/
5) Разработка внеклассного мероприятия на тему «Путешествие в страну Геометрии», slioosh.edusite.ru
6) Разработка урока математики на тему «Путешествие в сказку «Царевна-лягушка», slioosh.edusite.ru
7) Разработка внеклассного мероприятия «Клуб веселых математиков», slioosh.edusite.ru

1) Статья «Система типовых заданий для формирования личностных и метапредметных результатов обучения на уроках математики в начальной

Слайд 41Активизация познавательной деятельности обучающихся позволяет мне:
- развивать творческий подход к окружающему

миру, любознательность учащихся;
поддерживать самостоятельность в освоении программного материала;
основываясь на любознательности детей, развивать их интерес к познавательной деятельности.


Активизация познавательной деятельности обучающихся позволяет мне:- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; поддерживать самостоятельность в

Слайд 42ПЕРСПЕКТИВЫ
- наиболее эффективное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной

деятельности для активизации познавательной активности учащихся;

- подготовка программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» к сертификации.


ПЕРСПЕКТИВЫ- наиболее эффективное использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для активизации познавательной активности учащихся;-

Слайд 43Литература
1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.-М., 1994.
2. Божович

Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – М., 1972.
3. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. А.В.Петровского/. – М., 1996.
4. Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова/. – М., 1996.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
6. Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития./Вопросы психологии./ М., 1996.
7. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. – М., 1965.
8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982.
9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.
Литература1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах.-М., 1994.2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.

Слайд 44Интернет - ресурсы

1. http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

2. http://www.uchportal.ru/

- учительский портал;

3. http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

4. http://www.openclass.ru/ -сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»;

5. http://school.iot.ru/ - сайт методической поддержки учителей;

6. http://pedsovet.org –всероссийский интернет-педсовет.






Интернет - ресурсы1. http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;2. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;3. http://www.it-n.ru/ - сеть

Слайд 45Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть