Слайд 2
Адаптированная программа Образовательная область «Здоровье»
Раздел «Валеология»
для детей старшей - подготовительной группы
Автор:
Моисеева Елена Михайловна
Слайд 3Пояснительная записка
«Я не боюсь еще и еще повторить:
забота о здоровье
- это важнейший труд воспитателей.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Валеология (название термина происходит от латинского valeo — "быть здоровым" и греческого logos — "учение")— это раздел в педагогике, а так же один из разделов профилактической медицины, занимающийся формированием у людей стремления к здоровому образу жизни. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.
Слайд 4Актуальность адаптированной программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ –
охрана и укрепление здоровья решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности.
Новизна программы определяется:
* отбором содержания и методов работы с детьми по приобщению к ЗОЖ с учетом активизации их самостоятельности в самоорганизации двигательной деятельности и самоконтроле за ней;
* разработкой психолого-педагогических условий погружения ребенка в специально организованную среду, влияющую на психологическое здоровье.
Слайд 5Цель: Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей за
счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи
Повышать показатели здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формировать представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Слайд 62. Расширять представления о том, что полезно и что вредно для
здоровья, знаний об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения.
3. Формировать представления об окружающей среде, влияющей на здоровье человека.
4. Создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников, их эмоционального и личностного благополучия.
Слайд 75. Знакомить с устройством организма человека, воспитывать познавательный интерес.
7. Воспитывать
у детей правильного отношения к своему здоровью.
6. Знакомить детей и родителей с технологиями здоровьесбережения.
8. Сформировать представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
Слайд 8:
Организация процесса.
Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на дошкольников от
5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). В программе учтены возрастные и психологические особенности детей, предусматривает 36 занятий за два года обучения, продолжительностью 25-30 минут.
Занятия включают в себя, как теоретическую, так и практическую часть.
Принципы реализации программы:
Содержание занятий проводится преимущественно в игре, занятия наполненными сказочными сюжетами и персонажами, делая акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетаются с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Слайд 9
«Образ жизни человека
и его здоровье»
Организация режимных моментов в детском саду (навыки самообслуживания, культурно- гигиенические навыки).
Отдых и досуг, психологический комфорт.
Взаимоотношения людей друг с другом.
Поведение человека в различных ситуациях.
Что я знаю о себе?»
Условия, необходимые для жизни человека, его потребности (пища, чистая вода, свежий воздух, тепло и свет).
Внешнее и внутреннее строение человека.
Различные состояния и чувства человека.
Здоровье и болезни человека.
Слайд 11
Ожидаемые результаты после реализации программы.
1. Полученные ребенком знания и представления о
себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Слайд 30 Структура игровой программы:
Стихи, загадки, потешки, песенки
Подвижные игры
Сенсорные игры
Практические задания
Дидактические и словесные игры
Театрализованные игры
Беседы
Психогимнастика
Пальчиковая гимнастика
Массаж отдельных частей тела
Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Опытно – экспериментальная деятельность
Слайд 31
Список используемой литературы:
1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007
года № 319-III.
2.ГОСО РК 1.001 – 2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение.
3. М. И. Нусупбекова «Валеология», Алматы: Алматыкітап, 2003 г.- 79 с.
4. Т.Н. Доронова и др. На пороге школы: «Методические рекомендации для воспитателей» Алматы: Просвещение – Казахстан, 2007.
5.С.И. Шелипова. Методическое пособие детей старшего дошкольного возраста «С.И. Шелипова. Методическое пособие детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана: «Арман-ПВ», 2013. – 104с.
6. С. О. Филиппова «Мир движения мальчиков и девочек»: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. - СПб.: Детство пресс, 2001 - 96 с.
7. В. Я. Лысова, Т. С. Яковлева «Спортивные праздники и развлечения», М.: Аркти, 2000 г. - 52 с.
8. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления», М.: Линка-пресс, 2000 г. – 293 с.
9. С. М. Мартынов «Ваш малыш должен не болеть», М.: Фаир – Пресс, 1999 г.
10. Е. А. Синкевич, Т. В. Большева «Физкультура для малышей», СПб. Детство-пресс, 1999 г.
11. Р. В. Танкова-Ямпольская, Т. Я. Чертак «Ради здоровья детей», М.: Просвещение, 1985 г. - 98 с.
12. К. Д. Губерт «Гимнастика и массаж», М.: ГЦОЛИФК, 1992 г. - 120 с.
13. В. А. Шишкина «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г. - 96 с.
14. М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья», Москва: Творческий Центр Сфера, 2007 г. - 207 с.
15. Т. В. Смирнова «Ребенок познает мир», Образовательное пространство ДОУ, 2008 г. - 167 с.
16. Л. Ф. Тихомирова «Как сформировать у ребенка здоровый образ жизни», Ярославль: Академия развития, 2007 г. - 192 с.
17. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Москва: Сфера, 2008 г.- 58 с.
18. Н. Жильцова «Большая энциклопедия для дошкольников», М.: Олма-пресс, 1999 г. - 496 с.
Слайд 32ЖЕЛАЕМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!