Презентация, доклад на тему Адаптация первоклассников . Презентация для учителя.

Содержание

Адаптация к школе-естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Слайд 1АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Слайд 2Адаптация к школе-естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым

условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Адаптация к школе-естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным

Слайд 3Современный первоклассник имеет следующие особенности:

У детей большие различия паспортного и физиологического

развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.





Современный первоклассник  имеет следующие особенности:У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного

Слайд 4Основные компоненты психологической готовности к школе:

1. Умственная готовность.
2. Мотивационная готовность.
3. Эмоционально-волевая

готовность.
4. Готовность к общению с одноклассниками и учителям.

Основные компоненты психологической готовности к школе:1. Умственная готовность.2. Мотивационная готовность.3. Эмоционально-волевая готовность.4. Готовность к общению с одноклассниками

Слайд 5Этапы адаптации:

Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели).

Второй –

неустойчивое приспособление, «затихание бури».

Третий – относительно устойчивое приспособление.

Демченко И.В. Представляет факторы, влияющие на высокий уровень адаптации:

Этапы адаптации:Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели).Второй – неустойчивое приспособление, «затихание бури».Третий – относительно

Слайд 7Неблагоприятные факторы для адаптации

Неправильные методы воспитания в семье.
Функциональная неготовность к обучению

в школе.
Неудовлетворённость в общении со взрослыми.
Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.
Низкий образовательный уровень родителей.
Конфликтная ситуация в семье.
Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса.
Отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс.
Неблагоприятные факторы для адаптацииНеправильные методы воспитания в семье.Функциональная неготовность к обучению в школе.Неудовлетворённость в общении со взрослыми.Неадекватное

Слайд 8Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры,

прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Представляю вам «портрет» успешного первоклассника.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда

Слайд 9



Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает

о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В

Слайд 11С КАКИМИ ЖЕ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, КАКОВЫ ИХ ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ?

1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребёнка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребёнок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребёнок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).

С КАКИМИ ЖЕ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, КАКОВЫ ИХ ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ?

Слайд 12Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается

тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребёнок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.
Уход от деятельности
Это когда ребёнок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и

Слайд 13Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих,

взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребёнка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Негативистская демонстративность

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на

Слайд 14ВЕРБАЛИЗМ
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и

задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане.
ВЕРБАЛИЗМДети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном

Слайд 15«РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ" - ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ.
За этим может стоять все,

что угодно. сниженная потребность познавательных мотивов;
мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребёнок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, дезорганизация деятельности.
Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.
«РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ

Слайд 16 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.
Изменение режима дня ребёнка в

сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребёнка. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.  Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом,

Слайд 17Психологические условия адаптации ребёнка к школе
Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии

ребёнка со стороны всех членов семьи.
Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).
Первое условие школьного успеха — самоценность ребёнка для его родителей.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню.
Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
Психологические условия адаптации ребёнка к школеСоздание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи.Роль

Слайд 18УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения

с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью.
Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки.

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕОбязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.Недопустимость физических мер

Слайд 19УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Организация работы

«Школы будущего первоклассника» с дошкольниками.
Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников.
Организация оздоровительно-профилактической работы (физминутки, прогулки, экскурсии)
Организация режима школьной жизни первоклассников.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников. Организация внеклассных мероприятий.
Изучение социально-психологической адаптации первоклассников.
На родит. собрании в сентябре были даны советы и памятки родителям:



УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕСистема психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе.Организация работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками.Индивидуальные консультации

Слайд 20Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать

ваш голос.
Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

Советы для родителей

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.Не торопитесь. Умение рассчитать время

Слайд 211. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш

разговор с учителем проходил без ребёнка.
2. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
3. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
4. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

Советы родителям

1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.2.

Слайд 225. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь,

то..».

6. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

7. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

9. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
5. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».6. Найдите в течение дня хотя

Слайд 23 Анкетирование родителей на собрании показало, что лишь 2 ребёнка

ходят в школу без большого желания. Остальные дети посещают школу с радостью и удовольствием. Анкетирование учащихся выявило, что более 80% первоклассников погружены в учебную деятельность, увлечены процессом приобретения новых знаний. Все дети настроены на процесс учения положительно.

Анкетирование родителей на собрании показало, что лишь 2 ребёнка ходят в школу без большого желания.

Слайд 24- помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие:

школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребёнком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. - простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня.

Для первоклассников особенно важно:

- помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю

Слайд 25- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии: правильность, аккуратность,

красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребёнком способы, как все это можно достичь. - научить ребёнка задавать вопросы; - развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе

Слайд 26ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Задачи построения такого обучения:
Сформировать все

психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.
Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.
Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:
уметь принимать учебную задачу;
находить способы её решения;
отбирать нужные средства;
контролировать свои шаги;
самому оценивать полученные результаты.

ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.Задачи построения такого обучения:Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.Развить

Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 28ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
АТЕНЯЕВА Л.Е.

ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВАТЕНЯЕВА Л.Е.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть