Слайд 1Адаптация малыша
к детскому саду
Педагог-психолог
Елена Ивановна Словиковская
Слайд 2Возраст с 1,5 до 2, 5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к
разлуке с матерью и страхом новизны.
Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно.
И для того, чтобы как можно меньше травмировать ребенка, нужна совместная работа родителей с воспитателем и специалистами.
Слайд 3У ребенка все взаимосвязано:
состояние здоровья
и эмоциональный настрой,
физическое и
психическое развитие.
Слайд 4Необходимое развитие малыш получает через игрушки,
самое важное занятие для него
– игра.
И родителям надо помнить,
что добиваться желаемого можно через предложение:
«Давай поиграем!»
Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой.
Слайд 5Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший,
самый умный.
Но
вот его отдают в детский сад.
Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом.
А как ребенок привыкнет? Понравится ли ему?
Слайд 6Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ
не превышает двух месяцев.
Но для того, чтобы он прошел без лишних потрясений,
мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.
Слайд 7первое
Родители должны привыкнуть к мысли:
«Мой ребенок идет в детский сад,
там ему будет хорошо,
о нем будут заботиться,
он будет играть со сверстниками.
Я хочу, чтобы он пошел в садик».
Слайд 8второе
Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен,
и резкая его смена –
это,
безусловно, дополнительный стресс.
Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом ДОУ:
завтрак 8-9 утра;
обед 12-13 часов;
сон с 13 до 15 часов;
полдник в 16 часов,
укладывание на ночь не позднее 21-22 часов.
Листок с режимом дня висит в уголке для родителей в раздевалке.
Слайд 9третье
Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее
приучить его к горшку (туалету)
и
отучить от пустышки и бутылочки.
Слайд 10Вот мы и подошли к самому главному:
все документы готовы,
ребенок
и родители настроены идти в садик, к детям.
Но вот ребенок заплакал,
и у родителей возникает вопрос: «Как быть?»
Да ведь это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держат в себе.
Ребенок плачет – и успокаиваются эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание.
Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие поначалу дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.
Слайд 11Что такое адаптация?
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам
и новой обстановке,
в конкретном случае – это
привыкание малыша к детскому саду.
Слайд 12Различают четыре степени тяжести адаптации:
1. Легкая адаптация:
к 20 дню пребывания
в детском учреждении
нормализуется сон,
ребенок нормально ест,
не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми,
сам идет на контакт.
Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений.
Вес без изменений.
2. Адаптация средней тяжести:
поведение восстанавливается через 1-2 месяца пребывания в саду.
Замедляется активность.
Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.
Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая адаптация:
характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев)
и тяжестью всех проявлений.
4. Сверхтяжелая адаптация:
около полгода и более.
Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Слайд 13Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью.
Длительное недосыпание нередко является
причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти.
В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми.
Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям.
Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2, 5 часа – днем.
При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
Слайд 14Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент.
самое лучшее – это
самостоятельное пробуждение,
но такое в 7.30 утра происходит не всегда.
Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен.
Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.
Слайд 15Желательная одежда та,
в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и
свободно,
которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать.
Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.
Слайд 16Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка.
Не стоит водить
его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей.
Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.
Малыш в этот период перегружен впечатлениями,
следует щадить его психику.
Слайд 17Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.
приведя кроху
домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела.
Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе.
Дети разные.
Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном.
Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.
Не спешите домой
после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой.
Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.
Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.
Слайд 18Если кроха возбужден и неуправляем,
не пытайтесь приструнить его фразами типа:
«Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик! »
Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.
Слайд 19Будьте терпеливы,
проявляйте понимание
и проницательность.
И очень скоро детский сад
превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый
и привычный мир!
Слайд 20Об окончании периода адаптации говорит
бодрое, веселое, спокойное настроение в момент
расставания и встречи с родителями, адекватное отношение к предложениям взрослых, умение не конфликтовать, а общаться со сверстниками, желание есть самостоятельно, доедать до конца положенную норму, спокойный дневной сон, ночной сон без пробуждения до утра.
Слайд 21Если малыш с радостью говорит о детском саде,
если спешит туда,
если у него там друзья и много неотложных дел, можно считать,
что адаптационный период закончился!
И вот теперь уже можно подумать
о своих делах и своих интересах,
дорогие родители.
Слайд 22Желаю
вам успехов в воспитании!
Всего доброго!