Слайд 1Открытое акционерное общество
«Российские железные дороги»
(ОАО «РЖД»)
ЧАСТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 248 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Адаптация детей к условиям дошкольных образовательных организаций
Исполнитель:
воспитатель Бурик О.А.
Владивосток, 2018
Слайд 21. Характеристика адаптации детей к условиям дошкольных образовательных организаций
Слайд 3В детском саду и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется:
умение жить
в коллективе;
считаться с особенностями характера и поведения других людей;
сдерживать свои эмоции и т. п.
Слайд 4 Дети, посещающие детский сад (ДОО), с раннего возраста учатся:
самостоятельности;
самообслуживанию;
приобщению
к гигиеническим навыкам.
Слайд 5Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, он
попадает в
новые для него условия:
меняются режим дня;
характер питания;
температура помещения;
характер общения и т. п.
Слайд 6Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а
для ребенка дошкольная организация является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями
Слайд 7Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит:
от психофизиологических и
личностных особенностей ребенка;
от сложившихся семейных отношений;
от условий пребывания в дошкольной организации.
Слайд 8Выделяют 3 фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями
в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит
- к снижению веса,
- к частым респираторным заболеваниям,
-к нарушению сна,
- к снижению аппетита,
- к регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
Слайд 9Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация
- сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Слайд 102) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются
и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
Слайд 113) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к
концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Слайд 12Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной
деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Слайд 13Причинами плохой адаптации могут быть:
во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых
условиях,
во-вторых, причина может лежать в поведении родителей, не способных приучить ребенка к режиму дня, приближенного к режиму ДОО,
в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.
Слайд 142. Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
Слайд 151. Социальные факторы
Формы общения со взрослыми
Круг общения
Привязанность ребенка к матери
Страх перед
расставанием
Особенности семейного воспитания
Слайд 162. Анатомо-физиологические факторы
Возраст ребенка
Особенности нервной системы
Уровень развития речи
Состояние здоровья и уровень
физического развития
Слайд 173. Гигиенические факторы
Оптимальная планировка и зонирование групповых ячеек
Гигиенически обоснованная организация режима
дня
- Игровая деятельность
- Сон
- Физическое воспитание
- Питание
- Прогулки
Соблюдение регламентируемых микроклиматических условий
Организация оптимального инсоляционного режима в помещениях ДОО и на игровых площадках
Оптимальное цветовое кондиционирование
Соблюдение требований к детской одежде и игрушкам
Культурно-гигиенические навыки и привычки
Слайд 18Особенности нервной системы, влияющие на течение адаптации
Слайд 19На поведение детей накладывают отпечаток особенности нервной системы, ее тип:
сила,
подвижность,
уравновешенность,
неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.
Слайд 20Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются:
спокойным поведением,
бодрым настроением,
общительностью.
Слайд 21Дети, отличающиеся легкой возбудимостью:
бурно выражают свое отношение к окружающему;
быстро
переходят от одного состояния к другому;
любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки;
легко отвлекаются;
постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой;
предпочтение отдают шумным играм.
Слайд 22Дети с инертным типом поведения:
очень не активно выражают свои чувства и
кажутся внешне благополучно адаптирующимися;
свойственная им заторможенность может в этот период усилиться;
медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений;
отстают в освоении окружающего;
отстают в овладении умениями и навыками;
предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.
Слайд 23Дети со слабым типом нервной системы:
болезненно переносят любые перемены в
условиях жизни и воспитания;
их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают;
все новое пугает их и дается с большим трудом;
они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают навыки.
Слайд 24Состояние здоровья и уровень физического развития
Слайд 25Ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям
чаще заболевают
труднее переживают разлуку
с близкими
ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений
теряет в весе
не играет
подавлен
Слайд 27Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:
Укрепление здоровья.
Формирование опыта и
навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Приучение к режиму дня.
Рациональное питание.
Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек.
Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.