Слайд 1Методические рекомендации
по использованию технологии
«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
по программе повышения квалификации педагогов в рамках проекта ИСО
О.Н. Самсонова
зам. директора средней общеобразовательной школы
имени Н.А. Образцова
с. Парабель Томской области
Слайд 2
«Качество мышления –
основной ресурс
успешности»
«В способности думать заключена основа человеческой деятельности»
Т.А. Прищепа, педагог-психолог
Академического лицея г. Томска
Слайд 3Цель и задачи презентации
Цель: создать представление о технологии Эдварда
де Боно
«Шесть шляп мышления»
Слайд 4Цель и задачи презентации
Задача
минимум:
овладеть приёмами представленной технологии,
повысить уровень качества методики построения уроков;
научить учащихся эффективно мыслить, решать и действовать.
Слайд 5Цель и задачи презентации
Задача максимум:
научиться эффективно управлять своим мышлением;
научиться преодолевать
беспорядочность, стихийность течения мыслей;
в нужных ситуациях уметь отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.
Слайд 6Что такое «Шесть шляп мышления»?
Это - 6 различных режимов, рамками которых
человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или бизнесе, чтобы направить её развитие в лучшую сторону.
Слайд 7Концепция «Шести шляп»
Это - простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим
мыслителем.
Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным.
Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления.
Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира. «Шесть шляп мышления» ясно иллюстрирует, почему они сочли важным применить эти идеи в своих техниках менеджмента
Слайд 8Шесть шляп – метод тренировки группового мышления
Особенности группового мышления:
Почему решение сложных
проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды.
Принципы п араллельного мышления:
Как улучшить коммуникацию в команде.
Концепция Шести Шляп:
Какие существуют типы мышления. Почему необходимо использовать все типы. Как структурировать и организовать групповое мышление.
Использование последовательностей Шести Шляп:
Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления.
Индивидуальное использование Шести Шляп:
Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию "под другим углом".
Системное использование Шляп:
Как управлять групповым мышлением.
Слайд 9Почему «Шесть шляп»?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный
цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,
поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;
Слайд 10
Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять,
поэтому надевание
«мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций;
Слайд 11
В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода
от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.
Слайд 12
Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является
одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы.
Слайд 13
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных
режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Слайд 14Красная шляпа
Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать
обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Слайд 15Белая шляпа
Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Слайд 16Чёрная шляпа
Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В
чем недостатки? Что здесь неправильно?
Слайд 17Жёлтая шляпа
Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему
это можно сделать? Почему это сработает?
Слайд 18Зелёная шляпа
Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые
из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Слайд 19Синяя шляпа
Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего
мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 20Выводы
Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет
развивать у взрослых и детей:
творческое мышление
критическое мышление
толерантность