Слайд 1Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и
позволяет реализовать требования ФГОС.
Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна.
Слайд 2В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления
нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения - этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Слайд 3Проблемно- диалогический урок – это урок постановки и решения проблемы учениками в
организованном диалоге с учителем
Побуждающий диалог представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по настоящему творчески и развивают творческие способности школьников. Учитель сначала создаёт проблемную ситуацию, противоречие, а затем специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока и к поиску новых знаний
Слайд 4Технология проблемного диалога актуальна и результативна т.к.она обеспечивает качественное усвоение материала,
способствует личностному развитию школьников, активизирует его коммуникативные свойства, способствует формированию целостной , толерантной личности, объективно оценивающей свои возможности, желающей и не боящейся учиться новому
Слайд 5Этапы проблемно-диалогового урока
Первый этап - актуализация знаний и постановка проблемы
Второй этап -совместное
"открытие" знаний
Третий этап - первичное закрепление
Четвертый этап -практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний
Пятый этап - подведение итогов работы
Слайд 6Первый этап - актуализация знаний и постановка проблемы.
Этот этап урока имеет
две основные задачи:
1) актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы;
2) создать у учащихся проблемную ситуацию - мотив для изучения нового учебного материала.
Слайд 7Учитель предлагает, ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения новой
темы. При этом школьники заранее (до урока) не знают, какие знания им понадобятся. Иными словами, мы работаем с теми знаниями, которые имеются у школьника постоянно.
Слайд 9Царства живых организмов (коллекция цифровых образовательных ресурсов- ЦОР)
http://biology-online.ru/uroki/media/biology-nauka-6klass/carstva-zhivoy-prirody.swfhttp://biology-online.ru/uroki/media/biology-nauka-6klass/carstva-zhivoy-prirody.swf
Слайд 10
Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы при помощи
подводящего диалога
1. «При увеличении в 1000 раз они выглядят как точки, запятые, черточки, скопления точек. Увеличенные в 10000 раз, они выглядят как шары, цистерны, шланги, заполненные жидкость, капелькам, пластинками. Иногда у них есть жгутики, взмахивая которыми, они движутся».
- О каких организмах идёт речь?
- Чему будет посвящён наш урок?
- Какую проблему мы будем решать на уроке?
(обсуждают в группах тему и проблему урока, определяют цель)
Слайд 11Создание проблемной ситуации при помощи:
побуждающего диалога
Ребята, а какую роль играют
бактерии в жизни человека? Что вы можете сказать по этому поводу?
- бактерии вредные, от них можно заболеть, мама всегда заставляет меня мыть руки после улицы, чтобы они не попали в организм.
- бактерии полезные, они есть в кисломолочных продуктах, сам читал на упаковке и слышал рекламу.
Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникает проблемная ситуация)
Какую же роль бактерии выполняют в природе и в жизни человека?
Слайд 14Учащиеся формулируют проблемный вопрос:
(учитель записывает вопрос на доске)
Почему без
деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?
Слайд 15При проблемно-диалогическом обучении в наибольшей степени изменяется роль таких средств обучения
как опорные сигналы. Опорным сигналом может быть запись темы урока, схема, таблица, рисунок. Все опорные сигналы ученики должны видеть и фиксировать у себя в тетрадях. Учитель фиксирует на доске.
Слайд 17Второй этап урока
Поиск решения
(открытие нового знания)
проблемный метод при изучении
нового материала
Существует три способа поиска решения поставленной проблемы
побуждающий диалог
подводящий от проблемы диалог
подводящий без проблемы диалог
Слайд 18Затем, учитель организует поиск решения. Иногда побуждающим диалогом, иногда подводящим, он
обеспечивает "открытие" знаний учениками, а это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался лично.
Слайд 19Работа с учебником (текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний).
Ученики должны объединиться в команды и сесть группами по 4-6 человек вокруг столов. В каждой группе выбирается капитан команды, который руководит обсуждением версий.
Слайд 20Работа с доской
Следует фиксировать все важнейшие промежуточные результаты, достигнутые при
обсуждении темы.
Слайд 21Третий этап - первичное закрепление.
Контроль над усвоением материала на этом этапе
осуществляется учителем с помощью фронтальных вопросов, которые помещены в рамке в конце текста в учебнике. Можно провести лабораторную или практическую работу.
Слайд 22Четвертый этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний
Основной контроль
усвоения знаний учитель осуществляет на этом этапе, когда школьники выполняют задания из учебника
Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.
Ребята, пользуясь учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии.
Слайд 23Учитель: Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии
гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
Ученик: Да, так как бактерии встречаются повсюду.
Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных.
Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются..
Слайд 24Учитель: Много раз в беседах приходится слышать вопросы, по какой причине
скисает молоко, портятся продукты, греется влажное сено? Почему не гниют сухие фрукты?
Ученик: В сухих фруктах нет воды, в них неблагоприятная для жизни бактерий среда
Слайд 25Учитель: Объясните ситуацию:
Миша заболел ангиной. Врач, посмотрев горло мальчика, назначил
ему антибиотики и обязательно приём молочно – кислых продуктов с бактериальной флорой.(ученики обсуждают ответ в группах)
Ученик: Такие продукты восполняют потерю полезных бактерий после употребления антибиотиков.
Слайд 26Кишечная палочка делится за 15 минут. Если посадить одну бактерию кишечной
палочки в чашку Петри , то через 8 часов образуется колония ее потомков, в которой будет 10 миллионов бактерий, это столько, сколько человек живет в Москве. А за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете, почему?
Слайд 27Пятый этап урока посвящен подведению итогов работы.
Окончательный итог подводится после выполнения каждым учащимся
необходимого объема заданий. Эти задачи могут быть решены в классе или дома.
Слайд 28При использовании технологии проблемного диалога важно не то, чтобы ученики сами
«открыли» новые знания, важно, чтобы они приняли в этом активное участие