Слайд 1
Семинар
Методические основы ведения уроков биологии
на втором уровне обучения
МКОУ «СОШ №
Слайд 2
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в
ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
Слайд 3Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы….
Да ваши дети ничего не
знают и не умеют!…
Классн. рук.
Литерат. чтение
Рус. язык
Математика
Окружаю-щий мир
Литература
Рус. язык
Математика
История. Обществознание
Классн. рук.
Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц
Биология. География
Физика. Химия
Слайд 4
Начальная школа
Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться,
пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.
Вот здесь и возникает разрыв
между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.
Слайд 5
Начальная школа
В начальных классах мы очень робко и несмело
даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие.
Слайд 6
Основная школа
А потом в средних классах учителя требуют, чтобы
инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный
инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок
не может дальше учиться.
В.А. Сухомлинский
Слайд 7
АДАПТАЦИЯ
ПЯТИКЛАССНИКОВ
НА НОВОЙ СТУПЕНИ
ОБУЧЕНИЯ
Слайд 8
Переход из
начального звена в среднее – важный этап
в жизни ребенка.
Слайд 9
Готовность к обучению в средней школе
Сформированность основных компонентов учебной деятельности.
Умение
самостоятельно работать, осмысливать материал.
Качественно иной,"взрослый"
тип взаимоотношений с учителями, одноклассниками.
Слайд 10
Причины происхождения кризиса
Переход из одной социальной ситуации в другую.
Снижение
интереса к учёбе.
Отношения между детьми
становятся напряжёнными,
конфликтными, а они сами – тревожными.
Слайд 11
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход
из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
учебная
дезадаптация
Слайд 12
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
разные требования со стороны
учителей -предметников;
большой поток информации, незнакомые термины, слова;
ощущение отсутствия или
недостаточности внимания со стороны учителей;
Слайд 13
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
изменения режима дня ребёнка
в сравнении с начальной школой;
увеличение физической и умственной нагрузки;
состояние его физического здоровья, связанные с
возрастными и гормональными изменениями в организме;
Слайд 14
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
наличие большей свободы и
самостоятельности;
отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность;
ослабление контроля родителей.
Слайд 15
Индивидуальные методы обучения
являются активными по характеру действий, выполняемых учеником:
он самостоятельно управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет ее на обособленные блоки,
распределяет в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном ему режиме.
Слайд 16
Групповые методы обучения:
работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, «мозговой
штурм», выполнение проектов и минипроектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности», так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых формируется
новая учебная информация.
Слайд 17
Коллективные методы обучения,
т.е. такие, которые направлены на
работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя для достижения конкретной учебной цели.
Слайд 19
В познавательной сфере:
-Учащиеся овладеют знаниями о растительных организмах разных таксономических
групп, особенностях их жизнедеятельности и значении.
-Учащиеся приобретут навыки исследовательской деятельности при выполнении лабораторных работ, исследуя разные биологические объекты.
-У учащихся повысится познавательная мотивация к изучению растительных организмов, творческая активность и результативность участия в школьных, районных и областных конкурсах.
-Учащиеся научатся осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
Слайд 20
В нравственной сфере:
- У учащихся повысится уровень сформированности духовно – нравственных
качеств личности учащихся.
- Учащиеся осознают ответственность за результат собственных действий.
- У учащихся сформируются навыки сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Слайд 21
Познавательная:
использование для решения познавательных задач различных источников информации; различных методов для
познания сущности происходящих явлений (наблюдения, опыты).
Слайд 22
Интеллектуальная:
учащиеся логически мыслят, систематизируют имеющиеся факты, делают выводы, устанавливают взаимосвязи.
Слайд 23
Практическая:
проведение лабораторных работ, работа с дидактическим материалом.
Слайд 24
Коммуникативная:
умение работать в паре, группе; представлять себя, вести диалог, задавать вопросы
на понимание или уточнение информации, аргументировать свою точку зрения.
Слайд 25
Виды уроков
Усвоение новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Повторение.
Систематизация и обобщение знаний и умений.
Контроль знаний и умений.
Коррекция знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок.
Слайд 26
Виды уроков биологии
беседа;
проблемный урок;
комбинированный урок;
экскурсия;
лекция;
семинар;
ролевая
игра;
зачет;
киноурок;
урок с использованием интернет-ресурсов;
лабораторная работа;
обобщающий урок;
зачет;
контрольно-проверяющий урок;
конференция.
лабораторная работа;
Слайд 27
Используемые методы
Метод проектов.
Фронтальный метод.
Индивидуальная форма.
Коллективная работа.
Групповая работа.
Использование ИКТ.