Слайд 1Проектная работа
тема: «Растения в легендах и преданиях»
Выполнила:
Ученица 6а класса
МБОУ СШ с.Частая
Дубрава
Липецкого района
Липецкой области
Фурсова Анна
Руководитель:
учитель химии и биологии
Высшей категории
Митина Нина Николаевна
Слайд 2Я выбрала этот проект, потому что мало кто знает легенды и
предания о растениях, и я надеюсь моим одноклассникам будет интересно познакомиться с ними. Для меня эта тема увлекательна. К тому же эти факты о растениях расширят наши познания по биологии и литературе.
Введение
Слайд 3Цель:
расширить кругозор о растениях;
изучить легенды и предания, связанные с растениями.
Слайд 4Задачи:
:
найти информацию о преданиях и легендах о растениях, которая была бы
интересна для меня и моих одноклассников;
пробудить интерес к дальнейшему изучению данной темы.
Слайд 5Гипотеза:
:
Если мои одноклассники мало знают легенд и преданий о растениях, то
они осознают их ценность и красоту и будут бережней относиться к живой природе
некоторые растения называют по именам людей.
Слайд 6Методы
исследования:
сбор информации из разных источников, опрос.
Слайд 7Практическая
значимость работы:
Изучив предания и легенды о растениях, люди осознают их
ценность и красоту и будут бережней относиться к живой природе
Слайд 8У каждого народа существуют легенды и предания о волшебном происхождении и
силе растений. Вероятно, это связано с тем, что испокон веков растения были и пропитанием, и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших предков была неразрывно связана с растениями и нашла своё отражение в фольклоре.
Слайд 9Легенда о ромашке
Роман подарил своей возлюбленной Марии цветок с ярко-желтой сердцевиной
и белами лепестками вокруг. Девушка была в восторге от столь необычного подарка и решила назвать его ласковым именем Ромашка.
Слайд 10Легенда о розе
Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой,
и поначалу был он белым, но от капелек крови богини любви и красоты, уколовшейся о шипы, стал красным.
Слайд 11Легенда о мать-мачехе
В старинной русской легенде рассказывается о происхождении этого растения.
На месте, куда с обрыва упали две женщины: мать и мачеха, выросли маленькие желтые цветочки. Листья с одной стороны, как материнская любовь, были мягкими и нежными, а с другой – жесткими и холодными, как ненависть мачехи.
Слайд 12Легенда о рябине
Злой колдун превратил юношу в дуб, а девушку в
рябину. Ее тонкий стан стал стволом, а руки-ветви протянулись в сторону любимого, который оказался на другой стороне реки. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть».
Слайд 13Легенда о нарциссе
Самовлюбленный юноша Нарцисс обладал холодным сердцем. Немезида-богиня возмездия решила
покарать высокомерного юношу. Влюбившись в свое отражение, он боялся отойти от ручья. Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный цветок с поникшей головой.
Слайд 14Легенда о шиповнике
Чтобы не быть с атаманом, которого она не любила,
девушка убила себя кинжалом. На месте, где пролилась ее алая кровь, вырос куст с красивыми цветами. Когда атаман хотел сорвать цветок, куст покрылся колючими шипами. Осенью на этих ветках появляются ярко-красные, похожие на капли крови, плоды. Добрые люди пьют из этих плодов чай, который возвращает им бодрость и здоровье.
Слайд 15Легенда
о календуле (ноготке)
Из ревности злая ворожея отравила лекаря, который лечил
целебными напитками. Когда он почувствовал, что умирает, завещал людям закопать после смерти ноготок с его левой руки. И вырос на том месте золотистый веток, который назвали ноготком. Цветок-ноготок лечит от многих болезней.
Слайд 16Гвоздика.
Легенды, возникшие много сотен лет назад и связанные с каким-то растением,
сменяются другими, с новым содержанием, которое подсказывается самой жизнью. Так было и с гвоздикой.
Слайд 17Гвоздика.
В древнегреческой легенде рассказывается о том, что после неудачной охоты разгневанная
богиня Диана повстречала мальчика пастушка, играющего на свирели. Она подумала, что это он своей игрой распугал всех зверей и птиц. В неистовстве она схватила мальчика и вырвала ему оба глаза. Когда окровавленные глаза покатились по траве, она поняла тяжесть своего наказания и глаза мальчика были превращены в цветы гвоздики.
Слайд 18Гвоздика.
В 19 веке красная гвоздика стала символом борьбы за свободу счастье
всех людей. В дни Парижской Коммуны рабочие-коммунары умирали на баррикадах с гвоздикой в петлицах. Как рассказывают легенды того времени, цветы гвоздики вырастали везде, где только пролилась кровь коммунаров. В 1952 году греческие фашисты учинили кровавую расправу над патриотом Никосом Белояннисом. Славный сын греческого народа, борец за свободу умирал с гвоздикой в руке, она была его единственным другом, свидетелем при расстреле. Возникла новая легенда о гвоздике, она говорила о справедливой борьбе, взывала к возмездию.
Слайд 19Гвоздика.
И ходит легенда по свету,
И в песнях поётся о том,
Что кровь
патриота к рассвету
Встаёт раскалённым цветком.
Напрасно жандармы срывают
И топчут багровый цветок
Он вновь на земле вырастает
Как только зардеет восток.
Слайд 20Люди не только сложили много красивых легенд и сказок о растениях,
о цветах, но и своим трудом создали множество новых сортов растений, цветов поистине сказочных, таких, каких нет в природе, создали на основе знаний, вооружённые современной наукой. И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создать её своими руками.
Слайд 21Практическая часть
Вопросы для анкетирования:
Знаете ли вы какие-либо легенды и предания о
растениях?
Если да, то какие?
В ходе исследования я опросила 22 человека в возрасте от 12 до 67 лет. Среди них – одноклассники, соседи, родственники, знакомые моих родителей. На первый вопрос ответили положительно только 7 человек.
Из семи человек:
1 человек знает 4 легенды;
1 человек – 3 легенды;
5 человек – 2 легенды.
Чаще всего в ответах встречаются легенды о нарциссе и мать-и-мачехе (их знают 7 человек). 2 человека знакомы с легендой о папоротнике и 1 человек знает легенду об иван-чае.
Слайд 22Заключение
К сожалению, моя гипотеза о незнании моими одноклассниками легенд и преданий
о растениях подтвердилась. Поэтому мой проект расширит их кругозор, познакомит с интересными легендами и преданиями. Я уверена, что, зная их происхождение, люди будут бережнее относиться к окружающей природе. Они будут видеть в каждом растении живое существо со своим неведомым нам языком, своей необычной культурой. Я надеюсь, мой проект пробудит интерес к данной теме, и люди будут стремиться узнать другие легенды о растениях. Что касается второй гипотезы, то она нашла своё подтверждение в некоторых легендах и преданиях. Действительно существуют растения, названные по именам людей. Например, ромашка, иван-чай, анютины глазки, василёк и другие.