Слайд 1Технология
проблемного обучения
Выполнил:
Учитель биологии
МБОУ СШ №10
Местан-заде Виктория Викентьевна
Слайд 2Проблемное обучение
организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения,
в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Слайд 3Проблемная ситуация
это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями,
отношениями и предъявляемым требованием.
Слайд 4Ц е л и
Традиционного типа обучения:
усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся
знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков
Проблемного обучения:
не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной деятельности ученика и развития его творческих способностей
Слайд 5В основе проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика
Слайд 6Деятельность учителя
состоит в том, что он
доводит объяснение содержания наиболее сложных
понятий
систематически создает проблемные ситуации
организует их учебно-познавательную деятельность
Слайд 7В результате у учащихся
вырабатываются навыки умственных операций и действий
вырабатываются навыки
переноса знаний
развивается внимание, воля, творческое воображение
Слайд 8Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и
предлагает им самим найти способ его решения;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы;
- ставит проблемные задачи
Слайд 9Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение
особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле.
Слайд 10Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а
в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Слайд 11Этапы разрешения проблемы
осознание
осмысление
озарение
фактологический уровень
понятийный уровень
творческий, эвристический уровень
Слайд 12Самостоятельное открытие истины приносит учащимся необыкновенное интеллектуальное удовлетворение.
Слайд 13
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен
спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему при этом у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы?
Слайд 14 Объясните, почему человек может жить без желчного пузыря, с одним
легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г?
Слайд 15Почему эритроциты человека, имея меньшие размеры, чем эритроциты рыб и земноводных,
поглощают больше кислорода?
Слайд 16Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: «Холодно, накройте еще
чем-нибудь!» Его накрывают еще одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру его тела – 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?
Слайд 17Почему постоянно приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых – вредителей сельскохозяйственных
культур?
Слайд 18Почему в условиях естественного освещения в зимнее время многие овощные культуры
в теплицах не образуют плодов, несмотря на оптимальные температурные условия и полив?
Слайд 19Актуализация знаний
- 2,7 кг у взрослого человека;
- его называют "зеркалом здоровья";
-
этот орган постоянно отмирает и рождается вновь.
Итак, что же это за орган?
Слайд 20Измерьте свой рост утром, как только встанете, и вечером, перед сном.
Сравните эти величины. Объясните причины изменения роста в течение дня.
Слайд 21Летучие мыши чемпионы по непостоянству температуры тела. Когда зверек летит, температура
бывает около 40°, а зимой она снижается до 7,5°. Летом сердце сокращается у них 420 раз в минуту, а в спячке - всего 8 раз. Какое значение имеют эти биологические явления в жизни летучих мышей?