Слайд 2Структура экзаменационной работы
Часть 1 – это 28 заданий, которые предполагают краткий
ответ в виде одной цифры или последовательности цифр.
Приносит максимум (при безошибочном ответе) 35 баллов
Часть 2 – это 4 задания, которые требуют подробного развёрнутого ответа на вопросы.
Приносит 11 баллов при безошибочном ответе
Итого: 46 баллов за безошибочный ответ
Слайд 3Часть 1 варианта работы
Включает две составляющие:
Задания №№1-22 (с первого по двадцать
второе) – выбор одного верного ответа из четырёх предложенных ( оценка 1 балл)
Задания №№ 23-28 требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла,
а №28 – в три балла.
Слайд 4Задания №№1-22
№1 – Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
в практической деятельности людей (1 задание)
№2 – Строение и жизнедеятельность клетки (1 задание)
№3 – Признаки организмов. Бактерии и грибы (лишайники) (1 задание)
№№4-5 – Царство Растения (2 задания)
№№6-7 – Царство Животные (2 задания)
Слайд 5Задания №№1-22
№№8-17 – Человек и его здоровье (10 заданий)
№18 – Экология
(экологические факторы) (1 задание)
№19 – Экология и эволюция (1 задание)
№№20-22 – задания, проверяющие умения (3 задания).
Как можно увидеть, 10 заданий из 22 проверяют знания по разделу «Человек и его здоровье».
Слайд 6Задания №№23-28
№№23-24 – выбор 3 (трёх) верных ответов из 6 (шести)
предложенных
№25 – установление соответствия
№26 – восстановление последовательности
№27 – восстановление текста с помощью избыточного числа терминов (4 из 8)
№28 – работа по инструкции.
Слайд 7Работа с заданиями №№1-22
При выполнении данного вида заданий ученику важно не
только указать верный ответ, но и объяснить самому себе, почему выбранный ответ является правильным. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что выбранный ответ совпадёт с эталонным. Поэтому при повторении материала курса биологии важно отработать это действие. Объяснение должно быть логичным и непротиворечивым, опираться на имеющиеся знания.
Слайд 8Пример выполнения задания 1-22
Пример выполнения задания:
Нервные импульсы поступают к мышцам,
железам и другим рабочим органам по
1) вставочным нейронам
2) двигательным нейронам
3) белому веществу спинного мозга
4) серому веществу спинного и головного мозга
Ответ: 2
Объяснение:
Нервные импульсы к рабочим органам поступают по нейронам, которые называются двигательными. Значит, верный ответ – 2)
Слайд 9Пример выполнения задания 23
Выберите в приведённом ниже списке три признака, характерных
для эритроцитов человека, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) теряют ядра при созревании
2) имеют форму двояковогнутых дисков
3) склеиваются при повреждении сосудов
4) могут выходить в межклеточное пространство
5) обеспечивают клетки организма кислородом
6) увеличивают численность при воспалительном процессе
Ответ: 125
Слайд 10Объяснение правильности выбранного ответа 23
1 В зрелом состоянии эритроциты человека безъядерные, значит,
при созревании они должны терять ядра
2 Отличительной особенностью эритроцитов является то, что они имеют форму двояковогнутого диска – так увеличивается поверхность этой клетки
5 В состав эритроцитов входит гемоглобин, способный соединяться с кислородом, поэтому эритроциты способны переносить кислород, снабжая им клетки тела
Слайд 11Пример выполнения задания 24
Известно, что ондатра (мускусная крыса) — это небольшое
млекопитающее, полуводный грызун, питающийся в основном прибрежной растительностью, а также моллюсками.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В спячку не впадает.
2) Обитает по берегам рек и озёр.
3) Имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти.
4) Тело покрыто шёрстным покровом.
5) Родиной является Северная Америка.
6) Является добычей выдр, енотов и других хищных.
Ответ: 234
Слайд 12Объяснение правильности выбранного ответа 24
Цитата из текста, подтверждающая выбор
2 обитает по берегам
рек и озёр: ондатра – полуводный грызун, питающийся в основном прибрежной растительностью
3 имеет одну пару увеличенных резцов на каждой челюсти: ондатра – полуводный грызун - дан главный признак отряда Грызуны
4 тело покрыто шёрстным покровом: ондатра – небольшое млекопитающее – дан один из признаков класса Млекопитающие
Слайд 13Пример выполнения задания 25
1. Установите соответствие между признаком и видом клетки,
для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните свой выбор.
Слайд 14Обучение выполнению задания 25
Запишите в таблицу цифры напротив буквы и поясните
свой выбор.
Слайд 15Пример выполнения задания 26
Установите правильную последовательность прохождения воды по выделительной системе.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание жидкости в почечную лоханку
2) проникновение плазмы в капсулу нефрона
3) сбор воды в мочевом пузыре
4) обратное всасывание большей части воды в кровеносные капилляры
5) удаление жидкости через мочеиспускательный канал
Ответ: 24135
Слайд 16Пример выполнения задания 27
Вставьте в текст «Роль желудочного сока в пищеварении»
пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РОЛЬ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА В ПИЩЕВАРЕНИИ
Соляная кислота желудочного сока убивает вредные микроорганизмы и активизирует ___ (А). Благодаря им в желудке ___ (Б) расщепляются на короткие пептиды, которые затем в тонком кишечнике разделятся на отдельные аминокислоты. Внутренняя стенка желудка образует многочисленные ____ (В), которые увеличивают поверхность слизистой. Объём желудка может меняться благодаря ___ (Г), входящей в состав его стенки.
Перечень терминов:
1) глюкоза
2) углевод
3) белок
4) фермент
5) складка
6) гладкая мускулатура
7) поперечнополосатые волокна
8) соединительная ткань
Слайд 17Обучение выполнению задания 27
Запишите в таблицу цифру и слово напротив буквы
и поясните свой выбор.
Слайд 18Подходы к выполнению задания №28
Задание №28 предлагает дать описание (характеристику) биологического
объекта по предложенной схеме из 5 пунктов
В вариантах КИМ ОГЭ используются три линии задания № 28:
В качестве биологического объекта используется орган растения – лист
Объектом характеристики являются собака домашняя или лошадь
Слайд 19Пункты характеристики объектов 1 линии
А. Тип листа (черешковый или сидячий)
Б. Жилкование
листа (без схемы, т.е. по памяти: параллельное, дуговидное, пальчатое, перистое)
В. Форма листа (по схеме, исходя из контура листа)
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части (по схеме, исходя из контура листа)
Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)
Слайд 21Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. А и Б выполняются, исходя
из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника большого лист черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2)
Слайд 22Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. В и Г выполняются, исходя
из сделанного самим учащимся контуром листа. Для этого нужно обвести рисунок по контуру и работать с обведённой фигурой
Слайд 23Выполнение задания №28 из 1 линии
Для контура листа монстеры форма листа
будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному (Г1), если исходить из представленного рисунка
Слайд 24Выполнение задания №28 из 1 линии
Для выполнения п. Д на рисунке
имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести с картинкой. Для листа ивы – это Д3 – пильчатый край
Слайд 25Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)
А. Окрас (по схеме из 4
позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций)
В. Форма ушей (по схеме из 6 позиций)
Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций)
Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций)
В ходе выполнения заданий от учащегося требуется работать с рисунками собаки в профиль и морды собаки, а для п.Г использовать линейку
Слайд 26Выполнение задания №28 из 2 линии
п. А выполняется на основе рисунка
собаки в профиль.
В приведённых случаях окрас собак однотонный и соответствует ответу А1
Слайд 27Выполнение задания №28 из 2 линии
для п. Б предложенная схема работает
только для позиций 3 и 4, где собаки показаны в профиль
так, легко определяется, что верхний профиль соответствует Б4
Слайд 28Выполнение задания №28 из 2 линии
Для п.Б позиций 1 и 2
нужны дополнительные сведения, например,
И тогда становится понятным, что второй рисунок соответствует позиции Б1
Слайд 29Выполнение задания №28 из 2 линии
Для правильного понимания п. В «Форма
ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок с одной из 6 позиций. Но есть сложность.
Слайд 30Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Г выполняется на основе рисунка
собаки в профиль.
Слайд 31Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Д выполняется на основе рисунка
собаки в профиль.
Для этого форма хвоста сравнивается с одной из 5-7 позиций.
Для данного случая – Д4 - крючком
Слайд 32Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)
А. Постановка головы (по схеме из
3 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций)
В. Форма спины (по схеме из 3 позиций)
Г. Расположение запястья передней конечности (по схеме из 3 позиций)
Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)
Слайд 33Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади
Слайд 34Выполнение пункта А
Необходимые разъяснения
длина шеи равна или несколько меньше длины головы,
шея от основания к ушам заметно суживается – короткая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 35длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от основания
к ушам заметно суживается – короткая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 36Выполнение пункта Б
Линия переносицы прямая
расстояние от ноздрей до губ значительно меньше,
чем расстояние от подбородка до ушей – клиновидная голова
расстояние от ноздрей до губ незначительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – прямая голова
Линия переносицы имеет изгибы
Перед ноздрями хорошо заметен бугор - горбоносая
Слайд 37Выполнение пункта В
Нужно провести линию от начала шеи до начала крупа
(задней части лошади).
Слайд 38Выполнение пункта Г
Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину локтя
с задней частью копыта)
Напомним строение передней конечности лошади
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить
Слайд 39Выполнение пункта Д
Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней
поверхности седалищного и пяточного бугров)
Нужно напомнить, что у лошади голеностопный сустав (соединяющий кости голени и стопы) именуется «путовым», а также показать, где у лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из 5 позиций
Слайд 40Задание №28
Пояснения по выполнению задания № 28 необходимы, поскольку нынешние УМК
не уделяют должного внимания формированию умения характеризовать незнакомый объект по известным критериям.
Данное задание оценивается в 3 балла, поэтому его верное выполнение весьма важно для итогового результата выпускника