Презентация, доклад по теме самообразования Формирование информационной культуры школьников на уроках биологии.

Содержание

“Дитя требует деятельности беспрестанно,а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

Слайд 1 Муниципальное автономное образовательное учреждение « Общеобразовательная средняя (полная) школа №3 г.

Белоярский» Формирование информационной культуры школьников на уроках биологии учитель биологии МОСШ №3, г. Белоярский, ХМАО – ЮГРА Капустина Зоя Семеновна
Муниципальное автономное образовательное учреждение

Слайд 2“Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”




К.Д. Ушинский
“Дитя требует деятельности беспрестанно,а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

Слайд 3Современный ученик должен уметь
Самостоятельно приобретать необходимые знания
Применять знания на практике
Находить

рациональные пути решения проблем

Самостоятельно повышать
интеллектуальный и культурный уровень

Современный ученик должен уметьСамостоятельно приобретать необходимые знания Применять знания на практикеНаходить рациональные пути решения проблемСамостоятельно повышать интеллектуальный

Слайд 4Тенденции чтения современных школьников


Сокращение доли чтения
Изменение характера чтения
Падение престижа чтения

Тенденции чтения современных школьниковСокращение доли чтенияИзменение характера чтения Падение престижа чтения

Слайд 5Уровень сформированности умений работы с литературой

Уровень сформированности умений работы с литературой

Слайд 6Актуальность проблемы
Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Актуальность проблемы 		 Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

Слайд 7Информационная культура
Способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса

формирования культуры человечества;
Совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Информационная культура Способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества;  Совокупность знаний,

Слайд 8 Цель
Разработать педагогическую систему,

включающую традиционные и современные образовательные технологии и обеспечивающую формирование информационной культуры учащихся.
Цель		Разработать педагогическую систему, включающую традиционные и современные образовательные технологии

Слайд 9 Задачи
Создавать адекватные условия для

успешного развития познавательного интереса в учебно-воспитательном процессе;
Развивать умения ориентироваться в широком объеме информации;
Создавать условия для развития информационной культуры через использование учебной, дополнительной литературы и с помощью ИКТ;
Сохранять стабильную успеваемость и повышать качество обучения путем дальнейшего внедрения ИКТ, технологии ЛОО, проблемного обучения, развития критического мышления.
ЗадачиСоздавать адекватные условия для успешного развития познавательного интереса в учебно-воспитательном

Слайд 10 Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников

Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры школьников

Слайд 11Функции учебника
в образовательном процессе

Функции учебника в образовательном процессе

Слайд 12Уровни организации работы с текстом

Уровни организации работы с текстом

Слайд 13Поисково - репродуктивная работа

Комментированное чтение
Ответы на вопросы
Заполнение таблиц
Работа с терминами
Составление

кратких, развернутых
схем

Составление плана к тексту параграфа

Поисково - репродуктивная работаКомментированное чтениеОтветы на вопросы Заполнение таблицРабота с терминамиСоставление кратких, развернутых схем Составление плана к

Слайд 14Сравнительно – аналитическая работа
с учебником

Задания по работе с иллюстрациями учебника
Сравнительный

анализ данных таблиц или схем

«Пометки на полях»



Сравнительно – аналитическая работа с учебникомЗадания по работе с иллюстрациями учебникаСравнительный анализ данных таблиц или схем «Пометки

Слайд 15При работе с текстом на полях учащиеся делают пометки
«V» — «это

я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;
«!» — «это интересно».
При работе с текстом на полях учащиеся делают пометки«V» — «это я знаю»;«+» - «эта информация для

Слайд 16Таблица «Знаю –Хочу знать - Узнал

Таблица «Знаю –Хочу знать - Узнал

Слайд 17Творческая работа

составление вопросов творческого характера
составление рассказа с биологическими ошибками
составления

текстов с пропущенными словами

составление различного вида тестовых заданий.

составление кроссвордов, ребусов, загадок


Творческая работасоставление вопросов творческого характера составление рассказа с биологическими ошибками составления текстов с пропущенными словами составление различного

Слайд 18 Современные
образовательные технологии

Использование ИКТ
Личностно-ориентированное обучение
Технология развития критического мышления
Технология проблемного

обучения


Современные образовательные технологииИспользование ИКТЛичностно-ориентированное обучениеТехнология развития критического мышления Технология проблемного обучения

Слайд 19 Использование возможностей ИКТ как средство формирования информационной культуры школьников

Использование возможностей ИКТ как средство формирования информационной культуры школьников

Слайд 20 Новые цели образования
организация самостоятельной продуктивной деятельности;
формирование информационной грамотности и компетентности;
индивидуализация

процесса.


Новые цели образованияорганизация самостоятельной продуктивной деятельности;формирование информационной грамотности и компетентности;индивидуализация процесса.

Слайд 21 Повышение эффективности познавательной деятельности учащихся
расширение возможностей доступа

к образовательной информации;
формирование умения самостоятельно приобретать знания;
визуализация представленной информации;
развитие творческого потенциала учащихся;
использование нескольких каналов восприятия учащихся.

Повышение эффективности познавательной деятельности учащихся расширение возможностей доступа к образовательной информации;формирование умения самостоятельно приобретать

Слайд 22ИКТ на уроках биологии

Готовые электронные продукты
Ресурсы сети Интернет
Мультимедийные презентации

ИКТ на уроках биологииГотовые электронные продукты Ресурсы сети ИнтернетМультимедийные презентации

Слайд 23Направления работы по формированию информационной культуры школьников (согласно Стандартов второго

поколения)


1) получение, поиск и фиксация информации;
2) понимание и преобразование информации;
3) применение и представление информации;
4) оценка достоверности полученной информации.

Направления работы по формированию информационной культуры школьников   (согласно Стандартов второго поколения)1) получение, поиск и фиксация

Слайд 24 Основные источники информации
Книга
Слово как символ понятия
Наблюдение
Компьютер, интернет
Межличностное общение

Основные источники информации    КнигаСлово как символ понятияНаблюдениеКомпьютер, интернетМежличностное общение

Слайд 25 Книга,

книжный текст

Это основной источник знаний для детей. Из книг ученик усваивает информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации. Книги обогащают словарный запас, развивают память, мышление, внимание; учат работать с рисунками, таблицами, делать выводы, выделять главное и второстепенное в тексте.

Книга, книжный текст  Это основной источник

Слайд 26Слово - как символ понятия
Это работа с различными словарями.

С помощью словарей ученики усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Задача– научить детей правильно пользоваться словарями и черпать нужную для себя информацию.
Слово - как символ понятия  Это работа с различными словарями. С помощью словарей ученики усваивают грамматические

Слайд 27Наблюдение
Источник информации при котором ученики планомерно и целенаправленно наблюдают

за каким-либо объектом, предметом или явлением. Наблюдение обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Через наблюдение идет извлечение информации (условные знаки на плане и карте, состав слова, схемы слов и предложений и т.д.).
Наблюдение  Источник информации при котором ученики планомерно и целенаправленно наблюдают за каким-либо объектом, предметом или явлением.

Слайд 28Компьютер
Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс

обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере – это изображения, видеофрагменты, фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фильмы, мультфильмы наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.
Компьютер  Использование компьютера на уроках и внеклассных занятиях оживляет процесс обучения. Информационные объекты, демонстрируемые на компьютере

Слайд 29Интернет
Это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную

почту, поисковые системы, и помогает мгновенно осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Учитель направляя школьников к ресурсам интернета, может организовать деятельность учащихся, ориентировать их на углубленный поиск информации, создание презентаций.
Интернет  Это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы, и помогает мгновенно

Слайд 30Межличностное общение
Осуществляется между учениками, ученика с учителем, родителями, знакомыми.

Общение дает человеку возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы поведения. Только через прямое общение одни люди передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает все: от гигиенических навыков до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности.
Межличностное общение  Осуществляется между учениками, ученика с учителем, родителями, знакомыми. Общение дает человеку возможность приобрести определенные

Слайд 31Условия развития УУД

Условия развития УУД

Слайд 32Характеристика основных видов деятельности учащихся
Умения:
Объяснять, сравнивать, анализировать.
Выделять существенные признаки.
Наблюдать,

описывать, классифицировать.
Проводить эксперимент, выдвигать гипотезы.
Делать выводы и умозаключения.
Приводить доказательства, оценивать и аргументировать свою точку зрения.
Характеристика основных видов деятельности учащихсяУмения: Объяснять, сравнивать, анализировать.Выделять существенные признаки. Наблюдать, описывать, классифицировать.Проводить эксперимент, выдвигать гипотезы.Делать выводы

Слайд 33Формирование УУД – работа с текстом. Варианты заданий ГИА по биологии.
Представления древних

о том, как мыслит человек

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма – кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Еще одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа – просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление, – операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними – о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

С1 Прочитайте текст «Представления древних о том, как мыслит человек» и выполните задание C2.


C2
Пользуясь текстом «Представления древних о том, как мыслит
человек» и собственными знаниями, ответьте на вопрос: чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Свой ответ аргументируйте
конкретными фактами.

Формирование УУД – работа с текстом. Варианты заданий ГИА по биологии.Представления древних о том, как мыслит человек

Слайд 34С3 Заполните в таблице «Хищные и паразитические насекомые» графы 1, 2,

3.
С3 Заполните в таблице «Хищные и паразитические насекомые» графы 1, 2, 3.

Слайд 35Метапредметное УУД – чтение графика. Вариант задания ГИА по биологии
А

22 На рисунке показан график зависимости активности фермента
амилазы слюны (V) от температуры. При какой температуре
активность фермента максимальна?

1) 35° 2) 38° 3) 42° 4) 50°
Метапредметное УУД – чтение графика. Вариант задания ГИА по биологии А 22 На рисунке показан график зависимости

Слайд 36«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше
без

помощи учителя»

Элберт Хаббарт
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способнымразвиваться дальшебез помощи учителя»				Элберт Хаббарт

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть