Слайд 1 Игровые технологии на уроках биологии
Подготовила учитель биологии МБОУ «СОШ № 45 с УИОП»
Акманаева С.В.
2016 год
Слайд 2Особенности учебной игры.
Учебная игра вводится в учебный процесс
в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.
Слайд 3Об игре вообще и
познавательных играх в частности
Именно в
игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.
Слайд 4 Цели применения игровых технологий
Развитие мышления.
Углубление теоретических знаний.
Самоопределение в мире увлечений
и профессий.
Организация свободного времени.
Общение со сверстниками.
Воспитание сотрудничества и коллективизма.
Приобретение новых знаний, умений и навыков.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие волевых качеств.
Контроль знаний.
Мотивация учебной деятельности и др.
Слайд 5Биологические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала
Способствовать
расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях.
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Воспитать нравственные взгляды и убеждения.
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Слайд 6Классификация учебных игр
(по Т. П. Войтенко)
Ролевые игры.
Игры-состязания.
Имитационно-моделирующие игры.
Игра – направляемая
дискуссия.
Игра – творческая дискуссия.
Слайд 7Дидактические возможности учебных игр
Предоставляют возможность учиться на собственном опыте;
Создают возможности переноса
знаний и опыта в реальную ситуацию;
Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели;
В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.
Слайд 8В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов
– этапов:
Ориентация.
Подготовка к проведению.
Проведение игры.
Подведение итогов.
Обсуждение хода и результатов игры.
Слайд 9Ролевые игры
6 класс. «Суд над хлорофиллом».
Роли распределяются заранее
(хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.
Слайд 10Игры-состязания
7 класс. «Ох уж эти насекомые»
Данная игра – пример известной телепередачи
«Своя игра». Класс разбивается на три команды (ряда).
Ребятам заранее предлагается тема игры «Класс Насекомые» и возможная научно-популярная литература. На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы.
Слайд 11Имитационно-моделирующие игры
8 класс. «Прием к врачу»
Игра проводится после изучения нескольких тем
(«Опора и движение», «Транспорт веществ», «Дыхание»).
Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний.
Класс делится на 3 группы: врачи-специалисты, пациенты, эксперты.
В конце урока ученики-эксперты выставляют оценки «врачам» по определенным критериям.
Слайд 12Игра – направляемая дискуссия
11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка,
и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования»
Класс делится на 3 группы, каждая из которых будет отстаивать правильность взглядов одного из ученых. Каждой группе выдается карточка с перечнем вопросов, обсуждение которых и будет основой дискуссии.
Слайд 13Игра – творческая дискуссия
11 класс. «Гипотезы происхождения человека».
Тематика игры связана
с изучением многообразия гипотез возникновения биологического вида.
Класс разбивается на небольшие группы. Каждая группа получает исходные данные и перечень вопросов, находит аргументы в пользу выбранной гипотезы, стремиться отстоять свой взгляды на проблему используя навыки ведения дискуссии и публичного выступления.
Слайд 14Игровые ситуации
Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку
и проведение, но часто используются на уроках.
Слайд 15Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр:
«Пятый лишний».
«Найди родственников».
«Составь трёхзначное число».
«Текст».
«Загадки».
«Собери растение».
«Найди пару».
«Найди
ошибку».
«Игра-цепочка».
Слайд 16«Пятый лишний»
Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки
и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.
Слайд 17«Найди родственников»
Правила противоположны игре «Пятый лишний». Самым простым является поиск дальних
родственников, т. е. тех, с которыми этот вид генетически связан на уровне крупных систематических категорий (тип, отдел, класс, отряд и др.)
Слайд 18«Составь трёхзначное число»
Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении и
расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определённую информацию.
Слайд 19«Текст»
В составленном заранее тексте пропущены отдельные слова или словосочетания, обозначающие
определённые понятия, или характеристика изучаемых природных объектов и явлений.
Задача учащихся – вписать эти слова или сочетания.
Слайд 20«Загадки»
Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию
растений и животных.
Слайд 21«Собери растение»
Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и плодов разных
растений.
Задача: правильно собрать все части растения.
Слайд 22«Найди пару»
Учащиеся разбиваются на 2 команды. Каждый игрок в одной команде
получает по карточке с изображением растений, в другой команде – с названием растений.
По сигналу нужно найти парную карточку.
Слайд 23«Найди ошибку»
Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными
биологическими ошибками.
Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.
Слайд 24«Игра-цепочка»
Игра проводится при опросе.
Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать
вопросы по заданной теме.
Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке.
Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.
Слайд 25
ИССЛЕДОВАНИЕ
Нравится ли вам такие мероприятия, как биологические игры?
Слайд 26
Стали ли вам больше нравиться уроки биологии?
Слайд 27Стали ли вы охотнее заниматься на уроках биологии?
Слайд 28Результативность применения игровых технологий
Биологическая игра отличается от других форм работы
тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное она дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование биологических игр в работе влечет за собой формирование и развития познавательного интереса у учащихся.
Слайд 29
Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используется
на уроках биологии.
Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим.
Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними.
Желаю удачи!
Слайд 30Источники информации:
Андржевская И.Н. Творческие задачи по биологии. - Школьные технологии, №1
–2001.
Афанасьев С., Коморин С. Сто отрядных дел.- Кострома: Эврика – М, 1998
Баранова А.П. Карточки – задания для самостоятельной работы учащихся по изучению раздела «Животные».- С. – Петербург: 1993.
Боброва Н.Г. Эта занимательная ботаника. – Самара: 1994.
Волина В. 1000 игр. – М., АСТ – Пресс: 1996.
Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.,: Просвещение, 1996
Слайд 31
Колеченко А.Н. Энциклопедия педагогических технологий. - С. – Петербург: Каро, 2002
Лернер Г.И. Биология животных: тесты и задания для средней школы. – М.: Аквариум, 2000.
Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. – Чебоксары: Клио, 1996.
Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.: Просвещение, 1987.
Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. - М.: Цитадель, 1996
Слайд 32
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М.: Просвещение,
1988.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. - М.: АСТ – Пресс, 1999.
Смирнов В.В., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье. – М.: 1993.
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии (6 – 8 класс). - М.: Дрофа, 1996.
Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. – М.: АСТ – Пресс, 2002.