Слайд 2Во время осенней экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки
до переправы. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут иные древесные породы, нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли здесь появиться?
Слайд 3К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего
воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой поды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил нам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над
ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.
Слайд 4Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков в природе, приписывая им
божественное происхождение. Предполагалось, будто боги одели растения в прекрасные яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного и чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги «спрятали» его в глубине венчиков. А как вы объясните разную окраску цветков и наличие нектара?
Слайд 5В книге С. Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьезный случай: «Как-то в
Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный столичный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный,
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?
Слайд 6Фантастически быстро размножаются насекомые. Через 5 месяцев потомство одной мухи достигло
бы 7 600 000 000 экземпляров.
Но этого не происходит. Почему?
Слайд 7В результате накопления в теле озерной лягушки ряда токсикантов (в основном
пестицидов) в природных популяциях этого вида на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье наблюдалась асинхронность (неодновременность) в развитии половых желёз у самцов и самок. Какие последствия для популяций это может иметь?
Слайд 8В Африке и Индии, в Северной и Южной Америке, в Австралии
многие животные (слоны, носороги, бегемоты, буйволы, антилопы, олени и др.) живут в дружбе с птицами (аистами, цаплями, мухоловками, личинкоедами, трясогузками, скворцами и т.п.). Какую пользу может приносить такая дружба?
Слайд 9Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На
его корабле весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. Местное население дало совет, как спастись от цинги. Каким мог быть этот совет?