Слайд 1Всероссийский урок экологии
«Экология и культура – будущее России»
Слайд 2
Экология и культура - будущее России
Слайд 3Ты посмотри вокруг,
Как все прекрасно.
К чему печали,
Злость и суета.
Мы ходим в
шаге
От большой любви и счастья,
А стоит только лишь
Открыть глаза.
Ты посмотри
На голубое небо,
На солнце, озеро,
Деревья и цветы.
Ты посмотри,
Как любит нас Природа,
А мы не замечаем
Этой красоты.
(С. Епифанцев)
Слайд 4Природа – это уникальная книга, её тираж- один экземпляр, только один!!!
Поэтому,
читая её, нужно беречь каждую страницу.
Слайд 5 Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что
мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).
Слайд 6В1992г. В Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства
стран (193 из 210) мира приняли «Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».
Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой.
Слайд 7Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?
Слайд 10Глобальные проблемы:
1.Строительство предприятий в черте города.
2. Загрязнения воды, сберегающие технологии.
3.Сжигание ТБО.
4.Экология
и автотранспорт, рекреационная нагрузка.
5.Защита биоразнообразия, охраняемые территории.
6.Визуальное восприятие окружающей среды.
7.Загрязнение воздушной среды.
8.Потепление климата.
Слайд 11Экологические проблемы мира
40% смертей в мире связаны с экологическими проблемами.
Поэтому очень важно вникнуть в суть проблемы и понять в чем же причина ухудшения окружающей среды. Всем известно, что случается с человеком, когда его лечат не от той болезни... То же самое может произойти с экологией.
Слайд 12Экологическая проблема номер 1
Загрязнение
воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год. И действительно ситуация вокруг нас угнетающая, но люди привыкли жить сегодняшним днем и мало есть влиятельных энтузиастов, кто смог бы остановить работу фабрик или пустить в обиход новейшие разработки экологического топлива для транспорта…
Слайд 13Экологическая проблема номер 2
Загрязнение воды приводит
к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
Слайд 14Экологическая проблема номер 3
Загрязнение и опустошение почвы приводит к тому, что
отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой. Нарушение пищеварения гарантированно.
Будущее России.
Как минимум, есть два варианта сценария развития нашей страны :
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.
Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
Слайд 16
Вывод: первый сценарий нас не устраивает; второй – устраивает, но мы
должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
Слайд 17 Что может делать каждый из нас в отдельности, и что
мы можем сделать вместе.
Экономим воду:
1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.
2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.
3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).
4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!
Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!
Слайд 18Экономим электричество, тепло (и топливо!):
1. Дома и в школе на
холодное время года заклейте оконные рамы.
2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.
3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.
4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.
5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.
Слайд 19Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные»
идеи!
Слайд 20Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.
Слайд 24Экологический кризис — это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой,
характеризующееся несоответствием развития производительных сил общества к ресурсным возможностям биосферы.
Слайд 25О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320
млн т железа, 6,5 млн т фосфора, 2,3 млн т свинца. Только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод.
Слайд 26Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой
океан ежегодно поступает в среднем 13—14 млн т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода морскую флору и фауну; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, которое имеет большой период полураспада, при содержании нефти в воде 10—15 мг/кг гибнет планктон и мальки рыб.
Слайд 27Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.
Особенно
опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО). Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение РАО в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение РАО произвели США в 80 км от побережья Калифорнии. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс РАО в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 г. по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнер с РАО».
Слайд 29А мы не можем пить эту загрязнённую воду. У нас появилось
множество болезней из-за употребления грязной воды.
Слайд 30Экологический кризис возникает из-за загрязнения почв. Я заслуживаю бережного использования и
тщательной охраны.
Слайд 31Я являюсь продуктом жизнедеятельности многих организмов: растений, животных, микроорганизмов. Самым важным
моим свойством является плодородие - способность обеспечить урожай растений. Я сохраняю плодородие до тех пор, пока населена многочисленными живыми организмами, участвующими в сложных процессах гумификации.
Я и мое плодородие - главное богатство, от которого зависит жизнь людей.
Я - место для поселения людей, предмет и средство их труда. Поэтому всегда необходимо заботиться обо мне.
Слайд 32
Экологический кризис возникает, когда происходят изменения в составе атмосферного воздуха. Во
всех этих бедах виновата промышленность: фабрики, заводы, предприятия, которые эксплуатируются без использования современных очистных фильтров. За счет этого в атмосферу попадают тонны различных соединений оксидов, тяжелых металлов. Люди запомните, что если без пищи вы можете прожить 30 дней, без воды 7 дней, то без меня вы не проживете и пяти минут».
Слайд 33 Озоновый слой образуется в атмосфере под действием электрических разрядов, синтезируется
из кислорода под действием космической УФ-радиации. В пределах атмосферы повышенные концентрации озона образуют озоновый слой, имеющий важное значение для обеспечения жизни на Земле. Он ослабляет смертоносную УФ-радиацию в слое атмосферы между 40 и 15 км над земной поверхностью примерно в 6500 раз.
Слайд 34Разрушение меня на 50% увеличивает в 10 раз радиацию, что влияет
на зрение животных и человека и может оказать другие губительные воздействия на живые организмы. Исчезновение озоносферы привело бы к серьезным последствиям — вспышке рака кожи, уничтожению планктона в океане, мутациям растительного и животного мира.
В том, что мои размеры уменьшаются виной являются следующие причины: запуск космических кораблей, сверхзвуковых самолетов, значительные масштабы производства фреонов. Впоследствии на основании научных исследований был сделан вывод, что основной причиной являются фреоны, которые широко используются в холодильной технике и аэрозольных баллончиках. Фреоны интенсивно разрушают озон. Сами же они разрушаются очень медленно, в течение 50-200 лет.
Слайд 35Экологическая проблема
«Кислотные дожди»
« Кислотный дождь, вы - люди меня создали. Я
люблю уничтожать территории растительного мира, которые благодаря мне значительно сократились. Я возникаю благодаря промышленности, которая выбрасывает в атмосферу диоксиды серы и оксиды азота. Сведения лесов влечет за собой гибель их богатейшей флоры и фауны. Последствия сокращения площади лесов человек ощущает уже сегодня. Я вам нужен!?!?!»
Слайд 36ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
Возник благодаря выбросам в атмосферу многих газов: угарного газа (СО),
углекислого газа (СО2), углеводородов, т.е. метана (СН4), этана (С2Н6) и др., которые накапливаются в результате сжигания горючих ископаемых и других производственных процессов, хотя эти вещества почти не представляют опасности как самостоятельные загрязнители (за исключением высоких концентраций).
Слайд 37Механизм достаточно прост. Обычное солнечное излучение при безоблачной погоде и чистой
атмосфере сравнительно легко достигает поверхности Земли, поглощается поверхностью почвы, растительностью и др. Нагретые поверхности отдают тепловую энергию снова в атмосферу, но уже в виде длинноволнового излучения, которое не рассеивается, а поглощается молекулами этих газов (СО2 поглощает 18% отдаваемой теплоты), вызывая интенсивное тепловое движение молекул и повышение температуры.
Слайд 38Атмосферные газы (азот, кислород, водяные пары) не поглощают тепловое излучение, а
рассеивают его. Концентрация СО2 ежегодно повышается на 0,8—1,5 мг/кг. Считается, что при возрастании содержания СО2 в воздухе вдвое среднегодовая температура повысится на 3—5°С, что вызовет глобальное потепление климата, и через 120 лет можно ожидать массового таяния льдов Антарктиды, подъема среднего уровня Мирового океана, затопления значительной части территории и других негативных последствий.
Слайд 40«Большое вам спасибо, что предупредили нас о будущем. Мы не хотим,
чтобы в таком мире жили наши дети и спасибо за идеи по ликвидации экологического кризиса. Мы сделаем вам новое, светлое будущее».