Презентация, доклад по биологииСтроение речного рака наблюдение за живым объектом

Содержание

Методическое обеспечение урока и оборудование

Слайд 1Практические работы по биологии
Учитель биологии Павлова Вероника Дмитриевна
ЧОУ Школа индивидуального развития

«Шанс»
Санкт-Петербург

Наблюдение за живым объектом Строение речного рака

Практические работы по биологииУчитель биологии Павлова Вероника ДмитриевнаЧОУ Школа индивидуального развития «Шанс»Санкт-ПетербургНаблюдение за живым объектом Строение речного

Слайд 2Методическое обеспечение урока и оборудование

Методическое обеспечение урока и оборудование

Слайд 3Уроки 1-3. Наблюдение за живыми объектами
Изучение нового материала с использованием интерактивной

доски
Урок-наблюдение за живым объектом в аквариуме
Урок-экскурсия в «Океанариуме»

Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Цель: познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие
дать общее представление о Ракообразных, об их эволюционном приобретении - сегментации;
дать характеристику среды обитания, познакомить со строением представителей класса на примере Ракообразных;
провести наблюдение за поведением и рефлексами, значением в природе
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учащихся об общих признаках животных класса ракообразных
раскрыть их роль в сообществах, жизни человека, сформировать знания о среде обитания
воспитательные: воспитание сознательной дисциплины на уроке, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
Развивающие: развивать умения анализировать ответы, развивать познавательный интерес к предмету, навыков работы с живыми материалами, развивать исследовательские навыки, умения выделять главное.
Уроки 1-3. Наблюдение за живыми объектамиИзучение нового материала с использованием интерактивной доскиУрок-наблюдение за живым объектом в аквариумеУрок-экскурсия

Слайд 4Для выведения изображения на экран ПК, просмотра и работы с файлами

используется камера 2 МП и ПО, которые входят в комплект микроскопа.

Проведение практической работы по биологии с использованием интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений

Для выведения изображения на экран ПК, просмотра и работы с файлами используется камера 2 МП и ПО,

Слайд 6Оборудование:
таблицы: «Тип Членистоногие. Класс Рако­образные»;
коллекция раков, влажный препарат
«Внутреннее строение речного

рака»;
коллекция «Расчлененный рак»;
микроскоп, культура дафний,
предметные стекла, пипетки, ручная лупа;
Интерактивная доска
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать, что членистоногие - самый многочисленный тип животных;
называть среды жизни, освоенные членистоногими;
знать способы передвижения животных типа Членистоногие;
уметь определять представителей класса Ракообразные;
знать особенности внешнего и внутреннего строения члени­стоногих;
иметь представление об использовании человеком ракообраз­ных;

Возможности интерактивной доски позволяют осуществлять преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку;
создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся;
записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования; динамично и наглядно продемонстрировать сходства и различия свойств и качеств биологических объектов.

Оборудование:таблицы: «Тип Членистоногие. Класс Рако­образные»;коллекция раков, влажный препарат «Внутреннее строение речного рака»;коллекция «Расчлененный рак»;микроскоп, культура дафний, предметные

Слайд 7Красный как……..
Однажды………………
Когда………………..
Кто этот персонаж?

Красный как……..Однажды………………Когда………………..Кто этот персонаж?

Слайд 8Общая характеристика класса ракообразные
Среда обитания- водная
На голове расположены две пары усиков

(осязательные, обонятельные), короткие (звук, равновесие), одна пара фасеточных глаз

Раздельнополые животные

Отделы тела- головогрудь, сегментированное брюшко

На груди расположены 5 пар ногочелюстей и 5 пар ходильных ног

Органы дыхания - жабры

Органы выделения 2 пары зеленых желез

Развитие - прямое

Общая характеристика класса ракообразныеСреда обитания- воднаяНа голове расположены две пары усиков (осязательные, обонятельные), короткие (звук, равновесие), одна

Слайд 9Занятие1. Особенности строения членистоногих

Занятие1. Особенности строения членистоногих

Слайд 10Задание 100. Подпишите названия частей тела рака
«Внешнее строение рака»
головогрудь
брюшко

Задание 100. Подпишите названия частей тела рака«Внешнее строение рака»головогрудьбрюшко

Слайд 11Схема строения рака

Схема строения рака

Слайд 12К ракообразным относится около 70 тыс. видов, среди которых раки, креветки,

крабы, мокрицы, криль, дафнии и другие. Ракообразные живут в пресных водоемах, в морях и океанах. Некоторые обитают на суше или ведут паразитический образ жизни.
К ракообразным относится около 70 тыс. видов, среди которых раки, креветки, крабы, мокрицы, криль, дафнии и другие.

Слайд 13Задание 101. Напишите название конечностей рака, обозначенных цифрами

Задание 101. Напишите название конечностей рака, обозначенных цифрами

Слайд 14Задание 102. Рассмотрите рисунок, цветными карандашами системы органов рака

Задание 102. Рассмотрите рисунок, цветными карандашами системы органов рака

Слайд 15Дыхательная система.
У рака под панцирем у основных ног расположены жабры. Это

перистые выросты тела. Вода омывает жабры, и растворенный в ней кислород попадает в кровь, а углекислый газ из крови выделяется в воде.
Дыхательная система. У рака под панцирем у основных ног расположены жабры. Это перистые выросты тела. Вода омывает жабры,

Слайд 16Кровеносная система у речного рака незамкнутая, кровь сосудов вытекает непосредственно в полость тела. Растворенный

в воде кислород проникает через жабры в кровь, а углекислый газ, накопившийся в крови, через жабры выводится наружу.
Кровеносная система у речного рака незамкнутая, кровь сосудов вытекает непосредственно в полость тела. Растворенный в воде кислород проникает через жабры

Слайд 17Пищеварительная система. Размельчённая ротовыми органами пища через глотку и короткий пищевод

поступает в обширный желудок, разделённый на две части.
В передней имеются три острых хитиновых зубца - пропитанные углекислым кальцием жерновки
Пищеварительная система. Размельчённая ротовыми органами пища через глотку и короткий пищевод поступает в обширный желудок, разделённый на

Слайд 18Нервная система образована надглоточным нервным узлом, окологлоточным кольцом и брюшной нервной

цепочкой, узлы которой есть в каждом сегменте груди и брюшка. От нервных узлов отходят нервы к разным частям тела.
Нервная система образована надглоточным нервным узлом, окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой, узлы которой есть в каждом

Слайд 20Размножение речного рака
Самка и самец (крупнее)

Размножение речного ракаСамка и самец (крупнее)

Слайд 21Органы чувств у рака хорошо развиты.
Сложные глаза расположены на подвижных стебельках, что позволяет

ему смотреть в разные стороны, не поворачивая тела. Каждый глаз образовано тремя тысячами ячеек, количество которых с возрастом увеличивается. Глазок видит лишь какую-то небольшую частицу изображения, и только все ячейки вместе могут принять его целиком. Такое глаз называется фасеточных, а каждую ячейку в нем - фасетки.
Органы чувств у рака хорошо развиты. Сложные глаза расположены на подвижных стебельках, что позволяет ему смотреть в разные стороны, не

Слайд 22Органы чувств
На обеих парах усиков имеются рецепторы: осязательные, химического чувства, равновесия.

Органы равновесия представляют собой углубление в основном членике коротких усиков, где помещается песчинка. Песчинка давит на окружающие её тонкие чувствительные волоски, что помогает раку оценивать положение своего тела в пространстве
Органы чувствНа обеих парах усиков имеются рецепторы: осязательные, химического чувства, равновесия. Органы равновесия представляют собой углубление в

Слайд 23Задание 103.

Задание 103.

Слайд 24С спинной стороны головогруди и брюшко покрыты массивным
хитиновым панцирем –

карапаксом.
Панцирь пронизан известью, что придает ему прочность. Окраска варьирует в зависимости от места проживания. Хитиновый панцирь образует сложный скелет - каркас тела рака. Мускулатура животного представлена ​​отдельными пучками мышц, которые прикрепляются к хитинового панциря.

Влажный препарат

С спинной стороны головогруди и брюшко покрыты массивным хитиновым панцирем – карапаксом. Панцирь пронизан известью, что придает ему

Слайд 25Задание 104. Что такое линька? Какова ее роль в жизни членистоногих


Все ракообразные должны регулярно обновлять свой защитный панцирь. Этот процесс сброса старого панциря и наращивания нового называется линькой и относится к чрезвычайно важным для существования креветок особенностям физиологии.
Во время линьки происходит отделение эпидермиса от известкового скелета особи.
Выход из устаревшего панциря, который стал мал, происходит через линочный шов, который расположен между карапаксом и брюшком.

Задание 104. Что такое линька? Какова ее роль в жизни членистоногих Все ракообразные должны регулярно обновлять свой

Слайд 26Микроскопические исследования ракообразных с применением интерактивной доски

Микроскопические исследования ракообразных с применением интерактивной доски

Слайд 28Рак-отшельник практически всю свою жизнь живет в ракушке брюхоногого моллюска, главное

условие, чтобы она была довольно просторна и удобна. Жизнь в домике обусловлена его относительной брюшка. Чтобы уберечь себя от хищников, они прячут все свое туловище в раковину.

Симбиотическая система актинии и рака-отшельника, который переносит актинию на свою раковину.
Это выгодно обоим морским жителям. Рак обеспечивает актинию пищей и перевозкой. Актиния своими жгучими щупальцами отражает нападение хищников.

Рак-отшельник практически всю свою жизнь живет в ракушке брюхоногого моллюска, главное условие, чтобы она была довольно просторна

Слайд 29Задание 105. Заполните таблицу

Задание 105. Заполните таблицу

Слайд 304
3
2
Активно участвовал
РЕФЛЕКСИЯ
Было интересно
Узнал новое
Было понятно
5
1

432Активно участвовалРЕФЛЕКСИЯБыло интересноУзнал новоеБыло понятно51

Слайд 312 урок.Лабораторная работа
Изучение представителей типа членистоногих «Ракообразные»

В кабинете биологии в аквариумах

живут два речных рака и их потомство
2 урок.Лабораторная работаИзучение представителей типа членистоногих «Ракообразные»В кабинете биологии в аквариумах живут два речных рака и их

Слайд 32Познакомиться с обитателями аквариума, их содержанием, с особенностями их внешнего вида,

с основными частями тела.
Цель: сформировать представления об особенностях внешнего облика раков, строении их тела, особенностями жизнедеятельности. 

Провести опыты с водой, познакомиться со свойствами воды. Со способами ее очистки, поддержания температуры, кислородного баланса, объема для комфортного существования обитателей

Познакомить с особенностями жизнедеятельности речного рака с органами движения, дыхания, питания, размножения, роста и развития.

Биоценоз. Одноклеточные и многоклеточные обитатели аквариума. Раскрыть взаимодействие животного и человека

Познакомиться с обитателями аквариума, их содержанием, с особенностями их внешнего вида, с основными частями тела. Цель: сформировать

Слайд 33Аквариум – это целый мир
По словам известного австрийского зоолога Конрада Лоренца,

“аквариум – это целый мир, ибо животные и растения, точно так же, как в естественном пруду или в озере, и вообще на всей планете, живут здесь бок о бок в состоянии биологического равновесия”.
Содержание аквариумов имеет влияние на формирование характера человека.
Кто с любовью ухаживает за обитателями, тот становится восприимчивым к красоте и гармонии.
Это занятие воспитывает у человека терпение, любовь к природе, стремление к познанию. Возможность создавать свой микромир.
Аквариум – это целый мирПо словам известного австрийского зоолога Конрада Лоренца, “аквариум – это целый мир, ибо

Слайд 34Лабораторная работа тема: Изучение представителей типа членистоногих «Ракообразные»
 
Цель: изучить особенности строения

и жизнедеятельности различных ракообразных, выявить основные черты сходства и различия.
 
Оборудование: живые объекты - культуры дафний, циклопов,
микроскоп, предметные стёкла, препаровальные иглы, лупы, пипетки.
Объект для наблюдения: речной рак, креветка.
Лабораторная работа тема: Изучение представителей типа членистоногих «Ракообразные» Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности различных ракообразных, выявить основные

Слайд 35Ход работы


ЗАДАНИЯ:
I.Внешний вид рака (креветки).
1.Какую окраску имеет тело живого рака?
II.Головогрудь.
2.Найдите головогрудь и борозду (шов) между головой и грудью. Выясните соединение.
Какие органы находятся на головогруди рака (усики, глаза, ротовые органы, ходильные ноги, их количество и строение)?
3.Осмотрите головогрудь и бока (под ногами) рака. Найдите щель, ведущую в жаберные полости.
III. Брюшко
4. Сосчитайте количество члеников брюшка. Найдите ножки и сосчитайте их количество. Сравните их с ходильными. Найдите хвостовой плавник и заднепроходное отверстие. Какой вывод вы сделаете о роли конечностей?
IV.Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках.
5.Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.
6.Поместите по очереди нескольких животных из культуры в каплю воды и рассмотрите их при малом увеличении микроскопа. Отметьте сходства и различия во внешнем строении тела, в характерных движениях, окраске.
7.Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении.
8.Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу в типе членистоногих.
Ход работы             ЗАДАНИЯ:I.Внешний вид рака

Слайд 36Подготовка препарата для изучения объекта под микроскопом

Подготовка препарата для изучения объекта под микроскопом

Слайд 37Задачи:
развивать умения и навыки ухода за животными с учетом особенностей их

жизнедеятельности ;
принимать участие в устройстве аквариума;
изучать жизни раков, болезни, питание, способы размножения;
воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания ;
устанавливать связи между природой и социальной жизнью, понимать связь в системе “человек-природа-общество”;
создавать ситуации удивления, вызывать интерес к спорным вопросам;
расширять детский кругозор;
стимулировать потребность ребенка в самореализации, самовыражении в общественной жизни;
обеспечивать рост личности ребенка, фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста от проекта к проекту.

Содержание и уход за обитателями аквариума в кабинете биологии
«Речной рак»

Задачи:развивать умения и навыки ухода за животными с учетом особенностей их жизнедеятельности ;принимать участие в устройстве аквариума;изучать

Слайд 38Охотится речной рак ночью. 
Днем прячется в укрытиях (под камнями, корнями деревьев, в норах или любых предметах, лежащих на дня), которые

охраняет от других раков. Роет норы, длина которых может достигать 35 см.
Охотится речной рак ночью. Днем прячется в укрытиях (под камнями, корнями деревьев, в норах или любых предметах, лежащих на дня), которые охраняет от других раков. Роет норы,

Слайд 39Потомство: новорожденные рачки достигают в длину до 2 мм.
Первые 10-12

суток они остаются под брюшком у самки, а затем переходят к самостоятельному существованию. В этом возрасте их длина около 10 мм.
В первое лето рачки линяют пять раз, длина их увеличивается вдвое, а масса в шесть раз. Рост молодых раков происходит неравномерно. На четвертый год жизни раки растут примерно до 9 см, с этого момента они линяют дважды в год. Количество и сроки линек сильно зависят от температуры и питания.

Рачки линяют пять раз

Потомство: новорожденные рачки достигают в длину до 2 мм. Первые 10-12 суток они остаются под брюшком у

Слайд 40Знак Зодиака
Речной, пресноводный
Плавает, пятится, прячется
Может цапнуть за руку
Рак
Сиквейн
«Речной рак»


Знак ЗодиакаРечной, пресноводныйПлавает, пятится, прячетсяМожет цапнуть за руку Рак Сиквейн«Речной рак»

Слайд 413 урок. Урок-экскурсия в «Учебном Центре Океанариума»
На занятии учащиеся познакомились с

разнообразием Ракообразных с экологическими условиями их существования в природной среде.
На заключительном этапе экскурсии группа отчитываются о проделанном в учебном центре, сообщают полученные результаты.
В качестве рецензентов работ выступают научные сотрудники океанариума: они оценивают реальность полученных данных проводят викторину.
3 урок. Урок-экскурсия в «Учебном Центре Океанариума»На занятии учащиеся познакомились с разнообразием Ракообразных с экологическими условиями их

Слайд 42Наблюдение за ракообразными в Океанариуме
Уроки-экскурсии призваны показать учащимся практическое применение знаний,

полученных при изучении темы или раздела курса биологии.
Наблюдение за ракообразными в ОкеанариумеУроки-экскурсии призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела

Слайд 43На уроке-экскурсии в учебном центре Океанариума ставятся задачи обогащения научными знаниями

учащихся;
установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности;
воспитание положительного отношения к учению.
На уроке-экскурсии в учебном центре Океанариума ставятся задачи обогащения научными знаниями учащихся; установление связи теории с практикой,

Слайд 44Ракообразные. Викторина «Где раки зимуют?»
Спасибо за внимание

Ракообразные. Викторина «Где раки зимуют?»Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть