Слайд 2Цель урока
В результате овладения содержанием модуля вы познакомитесь с законами Г.
Менделя, правилом частоты гамет, с цитологическими основами закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
Будете уметь оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков.
Научитесь составлять схемы скрещивания при решении генетических задач, использовать генетическую символику.
Слайд 3Основные понятия:
Генотип: набор наследственных факторов данного организма
Фенотип: набор проявлений различных признаков
организма
Аллели: варианты проявления признака (бывают доминантные(А) и рецессивные(а))
Гомозигота: организм с одинаковыми аллелями по данному признаку (АА, аа)
Гетерозигота: организм с разными аллелями по данному признаку. В гетерозиготе фенотипически проявляется доминантный аллель (Аа)
Слайд 4Преимущества гороха огородного
как объекта для опытов:
Легко выращивать, имеет короткий период
развития
Имеет многочисленное потомство
Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков
Самоопыляющееся растение
Возможно искусственное скрещивание сортов, гибриды плодовиты
Слайд 5Альтернативные признаки гороха, заинтересовавшие Г. Менделя:
Слайд 6При проведении опытов Мендель:
Использовал чистые линии
Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими
парами
Наблюдал за наследованием малого количества признаков
Вёл строгий количественный учёт потомков
Ввёл буквенные обозначения наследственных факторов
Предложил парность определения каждого признака
Слайд 7Моногибридное скрещивание
Скрещивание двух организмов отличающихся друг от друга по
одной паре альтернативных признаков
высокий рост низкий рост
P
X
жёлтые семена зелёные семена
Слайд 8I закон Г. Менделя :
При скрещивании двух гомозиготных организмов отличающихся друг
от друга одним признаком, всё первое поколение будет нести признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным
P
♀
♂
X
F1
По фенотипу: единообразно
Слайд 9II закон Г.Менделя
Цель: Познакомиться
со
II законом Г.Менделя,
законом чистоты гамет.
Научится составлять
схемы скрещивания.
Слайд 10Цитологические основы моногибридного скрещивания:
АА
АА
А
А
А
А
аа
аа
Аа
Аа
а
а
Аа
Аа
а
а
Аа
Аа
G
F1
F2
X
♂
♀
полное доминирование 3 : 1; (фенотип)
Неполное доминирование
1 : 2 : 1(генотип)
P
родители
гаметы
потомки
потомки
Слайд 11 Гипотеза чистоты гамет.
При образовании гамет в каждую из них
попадает только один из двух «элементов наследственности» (аллельных генов), отвечающих за данный признак
P
♀ X ♂
G
АА
А
А
аа
а
а
Слайд 12II закон Менделя - закон расщепления:
При скрещивании двух потомков (гибридов) первого
поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление, и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют ¼ от всего числа потомков второго поколения
P от F1
F2
Расщепление по фенотипу:
3 : 1
Слайд 13Схема скрещивания
Английский генетик Р.Пеннет предложил проводить запись в виде решетки, которую
так и назвали — решетка Пеннета. По вертикали указываются женские гаметы, по горизонтали — мужские.
Ответ: F1 – по генотипу 100% Аа, по фенотипу – 100% желтые;
F2 – по генотипу ¼ АА + ½ Аа + ¼ аа 1:2:1; по фенотипу ¾ 3:1
Слайд 14 Генетические закономерности:
Закон доминирования (единообразия F1) –
гибриды F1 все высокого роста, поэтому высокий рост – доминантен
Закон расщепления –
¼ потомков F2 по фенотипу и генотипу имеет низкий рост (рецессивный признак)
Гипотеза чистоты гамет
– каждая гамета несёт только один из аллельных генов высоты растения
Слайд 15Решите проблему:
Молодая пара мечтает о ребенке
с голубыми глазами. Муж и жена имеют карие глаза. Возможно ли это?
Объясните.
Слайд 16 Ответьте на вопросы:
1.Обозначь буквами генотип:
рецессивная гомозигота - …..
доминантная гомозигота - …..
гетерозигота - …..
2. Какой закон отражает запись:
Р ♀ простые бобы X ♂ вздутые бобы
F1 простые бобы (100%)
3. Как называется признак у гибридов F1?
4. Какой закон отражает запись:
Р от F1 ♀ простые бобы X ♂ простые бобы
F2 простые (75%) : вздутые (25%)
5. Как называется признак у 25% потомков F2?
Слайд 17 Проверь себя:
1. аа
АА
Аа
2. Закон доминирования или
Закон единообразия гибридов F1
3. Доминантный признак
4. Закон расщепления
5. Рецессивный признак
Слайд 18Дигибридное скрещивание.
Третий закон Г. Менделя.
Слайд 19Имя урока:
Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное
приятным.
Девиз урока: « Если есть труд- значит будет и успех»
Слайд 20Цель урока:
Изучить теоретические основы третьего закона Г. Менделя
Научиться применять полученные знания
для решения генетических задач
Слайд 21Растения гороха с зелеными
морщинистыми семенами
Растения гороха с желтыми
гладкими семенами
P
цвет
ФОРМА
F1
Все
растения имеют желтые гладкие семена
( 1 закон Менделя)
Слайд 24III закон Менделя
Закон независимого наследования (1865г):
при дигибридном скрещивании у
гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других пар признаков и дает с ними разные сочетания, по фенотипу в соотношении 9:3:3:1
Слайд 25Цитологическое обоснования третьего закона Г. Менделя.
Р _А_ _В_
_а_ _в_
_А_ _В_ _а_ _в_
G _А_ _В_ _а_ _в_
F1 _А_ _В_
_а_ _в_
Мейоз
Гаметы
Слайд 26Результаты опытов Менделя
В первом поколении 100% горошин по фенотипу – желтые,
по генотипу- дигетерозиготные
Во втором поколении:
по фенотипу: 9 ж.г: 3ж.м:3 з.г:1з.м
по генотипу: 9 генотипов: 1 ААВВ- гомозиготные ; 2ААВв- гетерозиготные; 2 АаВВ - гетерозиготные; 4 АаВв-дигетерозиготные; 1ААвв-гомозиготные; 2 Аавв-гетерозиготные ; 1 ааВВ - гетерозиготные; 2 ааВв- гетерозиготные; 1 аавв- гомозиготные
Слайд 27Запомни!!!!
Одним из условий верного решения задачи является правильное определение всех возможных
гамет, которые образуют родительские особи. Это возможно только при четком понимании Правила чистоты гамет. Так как генотип родителей содержит две пары аллельных генов, в гамете должно содержаться два гена: по одному из каждой пары признаков.
Дигетерозигота- т.е гетерозиготы по двум признакам. Гетерозиготы всегда образуют четное количество сортов гамет, равное 2n, где n- число «гетеро-» пар аллельных генов
Слайд 28 У кошек черный цвет доминирует над белым, а короткая шерсть
над длинной. Какую долю составляют черные коротшерстные котики, в потомстве особей дигетерозиготных по обоим признакам?
Задача
Слайд 29А-черные
а-белые
В-коротшерстные
в-длинношерстные
ж-АаВв
м-АаВв
F1-?
Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв
G АВ Ав аВ ав
F1
Ответ: по фенотипу: 9 черные, короткошерстные(56%)
3 черные, длинношерстные
3 белые, короткошерстные 1 белый, длинношерстный
Слайд 30У кошек добрый нрав преобладает над злым. Ген пушистости рецессивен. Какое
потомство F1 и F2 можно ожидать от скрещивания двух гомозигот (доброй гладкой кошки и злого пушистого кота).
А- добрый а- злой
В -гладкий в- пушистый
♀ ААВВ х ♂ аавв
F1-? F2-?