Презентация, доклад по биологии Задачи по генетике на дигибридное скрещивание (11 класс)

Содержание

Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в

Слайд 1Задачи по генетике на дигибридное скрещивание
Подготовила : Худойкина Людмила Александровна

учитель биологии и химии
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
Задачи по генетике на дигибридное скрещивание Подготовила : Худойкина Людмила Александровна

Слайд 2Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а

способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: когда юноша гомозиготен по обоим признакам и когда он по ним гетерозиготен.


Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует

Слайд 3
Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:
Признак
Ген
Генотип
Карие глаза
A
А-
Голубые глаза
a
aa
Правша
B
В-
Левша
b
bb
Голубоглазая девушка-левша гомозиготна по

обоим признакам, так как они рецессивные; ее генотип мы можем записать так: aabb.Генотип гомозиготного кареглазого юноши-правшиААВВ.У девушки образуется один тип гамет —ab,у юноши тоже образуется один тип гамет —АВ.Их слияние дает зиготуАаВb.Следовательно, все потомки окажутся по фенотипу кареглазыми правшами.
Если же юноша гетерозиготен по обоим признакам, то его генотип АаВb.
У него при мейозе возможно образование гамет 4-х типов:АВ, аВ, Аb,ab.В результате слияния каждой из этих гамет с гаметой голубоглазой левши ab образуется 4 типа зигот:АаВb(кареглазый правша),aabb(голубоглазый левша),Aabb(кареглазый левша),aaBb(голубоглазый правша).

Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:ПризнакГенГенотипКарие глазаAА-Голубые глазаaaaПравшаBВ-ЛевшаbbbГолубоглазая девушка-левша гомозиготна по обоим признакам, так как они рецессивные;

Слайд 4
Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F1 получили 25% черных безрогих, 25% черных рогатых,25% белых рогатых

и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов — доминантные признаки.

Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F1 получили 25% черных безрогих, 25% черных рогатых,25% белых рогатых и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если

Слайд 5
Бык: АаВв, корова — аавв. Потомство: АаВв (черные безрогие), Аавв (черные рогатые),

ааВв (белые рогатые), аавв (белые безрогие).

Бык: АаВв, корова — аавв. Потомство: АаВв (черные безрогие), Аавв (черные рогатые), ааВв (белые рогатые), аавв (белые безрогие).

Слайд 6
А — карие глаза, а — голубые; В — темные волосы, в — светлые. Отец

ааВв, мать — Аавв.
Р
ааВв
Аавв
Г
аВ, ав
Ав, ав
F1
АаВв — карие глаза, темные волосы Аавв — карие глаза, светлые волосы ааВв — голубые глаза, темные волосы аавв — голубые глаза, светлые волосы

А — карие глаза, а — голубые; В — темные волосы, в — светлые. Отец ааВв, мать — Аавв.РааВвАаввГаВ, авАв, авF1АаВв — карие

Слайд 7
Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба

родителя гетерозиготны?

Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?

Слайд 8
Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут

родиться дети, если мужчина гетерозиготен только по второму признаку?

Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут родиться дети, если мужчина гетерозиготен только

Слайд 9
Задача 2.Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и

мать с прямыми волосами и с веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Определите генотипы родителей и детей.

Задача 2.Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с

Слайд 10
Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:
П
P. A- bb x aaB-
F1. 3

A-B-
ризнак
Ген
Генотип
Веснушки
A
A-
Отсутствие веснушек
a
aa
Курчавые волосы
B
B-
Прямые волосы
b
bb
Так как мать имеет два рецессивных гена bb, то один из них она обязательно должна передать своему ребенку, значит в генотипе детей есть такой ген. Так как отец имеет два рецессивных генааа, то один из них он обязательно должен передать своим детям, значит в генотипе детей есть такой ген. Дети будут дигетерозиготны(AaBb).Установить точно генотипы родителей не представляется возможным, но так как все дети имеют одинаковый генотип (единообразие первого поколения), то, вероятно, родители гомозиготны по двум этим признакам и имеют генотипыAAbb и aaBB.
 

Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:ПP. A- bb x aaB-F1. 3 A-B-ризнакГенГенотипВеснушкиAA-Отсутствие веснушекaaaКурчавые волосыBB-Прямые волосыbbbТак как мать

Слайд 11
Сцепленное наследование
У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и

одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что:
1) кроссинговер отсутствует;
2) кроссинговер имеет место?

Сцепленное наследование У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз

Слайд 12
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями

(признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным

Слайд 13
А - серое тело, а - черное тело B - нормальные крылья,

b - укороченные крылья
PAB abxab abGAB abab  F1AB abxab ab серое норм. черное. укороч.Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

А - серое тело, а - черное тело B - нормальные крылья, b - укороченные крылья PAB

Слайд 14
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением

с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно,

Слайд 15
А - гладкие семена, а - морщинистые семена B - наличие усиков,

b - без усиков
PAB abxab abGAB abab  F1AB abxab ab гладкие семена, усы морщинист.  семена, без усов 50%:50%Если кроссинговер не происходит, то у дигетерозиготного родителя образуется только два вида гамет (полное сцепление).

А - гладкие семена, а - морщинистые семена B - наличие усиков, b - без усиков PAB

Слайд 16
У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме

с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания с растением, имеющим нормальные междоузлия и нормальную метелку, всё потомство было похоже на одного из родителей. При скрещивании полученных гибридов между собой в потомстве оказалось 75% растений с нормальными междоузлиями и нормальными метелками, а 25% растений с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется во втором случае?
У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v).

Слайд 17
Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм

был доминантной гомозиготой (закон единообразия).
Pbv bvxBV BV  Gbv BV  F1BV bvxBV bv  GBV BV  bv bv  F2BV BV BV bvBV bvbv bv норм. норм. норм. норм.норм. норм.укороч. зачат.Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия). Pbv

Слайд 18
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим

морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родитетелй и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении

Слайд 19
Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали

гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.
А - гладкие зерна, а - морщинистые зерна. B - окрашенные зерна, b - неокрашенные зерна.
Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотпические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.
 PAB ABxab ab    GAB ab    F1AB ab       гладкие окрашен.               AB abxab ab   Gнормальные гаметы со сцеплением, многоAB ab   ab     рекомбинантные гаметы с нарушенным сцеплением, малоAb     aB     F2 AB ab ab ab Ab abaB ab  гладкие окрашенные, много (1200) морщинист. неокрашен., много (1215) гладкие неокрашен., мало (309)морщинист. окрашен., мало (315)Формирование четырех фенотипических групп проихошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.
Продолжение

Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещитвали гомозигот, в F1 получилась дигетерозигота, несущая

Слайд 20
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового

(a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 – высоких с грушевидными плодами; 40 – карликовых с округлыми плодами; 14 – карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b)

Слайд 21
а – карликовое растение, А – высокое растение b – грушевидные плоды,

B – округлые плоды
Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, карликовое растение с грушевидными плодами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (39+40), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (12+14) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе. Признаки нормальных потомков "высокий грушевидный" и "карликовый округлый", следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.
РAb aBxab ab  G норм.Ab ab  aB    G рекомб.AB    ab    F1Aabb aaBbAaBbaabb высок. грушев. (39) карлик. округл. (40)высок. округл. (12)карлик. грушев. (14)У одного родителя образуется четыре вида гамет, а у другого – один. Cочетание приводит к получению четырех фенотипических групп потомства. Нормальных гамет получается больше, чем рекомбинантных, поэтому нормального потомства (полученного из нормальных гамет) получается больше, чем рекомбинантного (полученного из рекомбинантных гамет).

а – карликовое растение, А – высокое растение b – грушевидные плоды, B – округлые плодыДигетерозиготное растение

Слайд 22
При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения

с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 – с морщинистыми окрашенными; 110 – с морщинистыми неокрашенными; 1490 – с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами

Слайд 23
а – морщинистые семена, А – гладкие семена b – неокрашенные семена,

B – окрашенные семена
Дигетерозиготное растение имеет генотип AaBb, растение с морщинистыми неокрашенными семенами – aabb. Поскольку количество потомков получилось неравное (не 1:1:1:1), следовательно, происходит сцепление. Те фенотипические группы, которые представлены в большом количестве (1500+1490), получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве (100+110) – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе. Признаки нормальных потомков "морщинистые окрашенные" и "гладкие неокрашенные", следовательно, эти гены находятся в одной хромосоме, дигетерозиготный родитель Ab//aB.
РAb aBxab ab  G норм.Ab ab  aB    G рекомб.AB    ab    F1Aabb aaBbAaBbaabb гладк. неокраш. (1490) морщин. окраш. (1500)гладк. окраш. (100)морщин. неокраш. (110)У одного родителя образуется четыре вида гамет, а у другого – один. Cочетание приводит к получению четырех фенотипических групп потомства. Нормальных гамет получается больше, чем рекомбинантных, поэтому нормального потомства (полученного из нормальных гамет) получается больше, чем рекомбинантного (полученного из рекомбинантных гамет).

а – морщинистые семена, А – гладкие семена b – неокрашенные семена, B – окрашенные семенаДигетерозиготное растение

Слайд 24
Наследование групп крови (система АВ0)
Наследование групп крови в этой системе является примером

множественного аллелизма (это существование у вида более двух аллелей одного гена). В человеческой популяции имеется три гена (i0, IА, IВ), кодирующие белки-антигены эритроцитов, которые определяют группы крови людей. В генотипе каждого человека содержится только два гена, определяющих его группу крови: первая группа i0i0; вторая IАi0 и IАIА; третья IВIВ и IВi0 и четвертая IАIВ.
Наследование групп крови (система АВ0)Наследование групп крови в этой системе является примером множественного аллелизма (это существование у вида более

Слайд 25
Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы

крови возможны у детей?

Задача: у матери вторая группа крови (она гетерозиготна), у отца — четвертая. Какие группы крови возможны у детей?

Слайд 26
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имела I

и II группы крови. , вторая пара – II и IV. Один ребенок имел II группу, а второй - I. Определите обоих родителей.
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имела I и II группы крови. , вторая

Слайд 27
Задача: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой

крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Задача: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой

Слайд 28
У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца

– третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? 
У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими

Слайд 29
Задача: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой

крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Задача: Мужчина с карими глазами и 3 группой крови женился на женщине с карими глазами и 1 группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с 1 группой

Слайд 30
Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?

Задача: носительница гемофилии вышла замуж за здорового мужчину. Какие могут родиться дети?

Слайд 31
Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным

зрением (ее отец и мать были полностью здоровы), левше. Какие могут родиться дети у этой пары?
Задача: Мужчина дальтоник, правша (его мать была левшой) женат на женщине с нормальным зрением (ее отец и мать были полностью здоровы),

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть