Слайд 2Задачи урока:
изучить понятие вида, его критерии и структуру.
Слайд 3
Проверка знаний учащихся.
Тест по теме «Селекция»
Слайд 41. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате
искусственного отбора, – это:
а) вид;
б) подвид;
в) порода;
г) сорт.
Слайд 52. Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?
а) Выращиванием
растений на удобренных почвах;
б) вегетативным размножением с помощью отводков;
в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;
г) выращиванием растений на бедных почвах.
Слайд 63. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:
а) человеку;
б) виду;
в) биогеоценозу;
г) породе.
Слайд 74. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми
или рентгеновскими лучами называют:
а) гетерозисом;
б) полиплоидией;
в) мутагенезом;
г) гибридизацией.
Слайд 85. Явление гетерозиса связано:
а) с новой комбинацией генов;
б) с изменчивостью генов;
в)
с модификационной изменчивостью;
г) с хромосомными перестройками.
Слайд 96. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для
сельскохозяйственных целей человеком, называют:
а) сортом;
б) видом;
в) породой;
г) родом.
Слайд 107. Чистая линия растений – это потомство:
а) гетерозиготных форм;
б) одной самоопыляющейся
особи;
в) межсортового гибрида;
г) двух гетерозиготных особей.
Слайд 118. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?
а) Скрещивание
и искусственный отбор;
б) естественный отбор;
в) хороший уход за животными, режим их питания;
г) борьба за существование.
Слайд 129. Н. И. Вавилов разработал:
а) хромосомную теорию наследственности;
б) эволюционную теорию;
в) гипотезу
происхождения жизни;
г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Слайд 1310. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:
а) закрепления желательных признаков;
б)
улучшения признаков;
в) увеличения гетерозиготных форм;
г) отбора наиболее продуктивных животных.
Слайд 14
Ответы на тест:
1 – г, 2 – в, 3 –
а,
4 – в, 5 – а, 6 – в,
7 – б, 8 – а, 9 – г,
10 – а.
Слайд 15
Задание №1.
Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с
вашим домом или школой
Слайд 16
Задание № 2.
В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и
родов.
1. Ёж обыкновенный.
2. Лисица обыкновенная.
3. Медведь гималайский.
4. Хомячок джунгарский.
5. Заяц-беляк.
6. Медведь бурый.
7. Хомячок сирийский.
8. Заяц-русак.
9. Ёж ушастый.
10. Лисица обыкновенная.
Слайд 17
Задание № 3.
Название этого вида животного. Какое из этих двух слов
относится к родовому, а какое к видовому.
Слайд 18
Вывод:
1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала
указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.
2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.
3. Сходные виды объединяются в один род.
4. Вид – это основная категория биологической классификации.
Слайд 19Изучение нового материала.
Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных
по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.
Слайд 20
Концепции.
1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица
живой материи, морфологически однородная и неизменная.
2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей.
3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.
Слайд 21
Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов
как вид.
Слайд 24
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое вид?
2. Какие критерии
вида вам известны?
3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?
4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?
5. Сколько видов обитает на нашей планете?