Слайд 1Наш мир – не случайность , не хаос,- есть система во
всем.
Эпиграф.
Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть из него нам некуда.
Антуан де Сент Экзюпери.
Слайд 3
Тема урока:
Сообщество. Состав и структура.
План урока.
Что такое сообщество?
Видовое разнообразие сообщества.
Морфологическая структура сообщества.
Какие задачи урока?
Слайд 4Состав и структура сообщества
Задачи: познакомиться с морфологической, пространственной, трофической структурой сообщества;
Выявить
причины видового разнообразия,
Научиться составлять пищевые цепи питания и сети питания
Слайд 5Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века
Первый индекс видового разнообразия был предложен Симпсоном в 1948 г.
видовое богатство (число видов на единицу площади)
выравненность
(распределение
видов по их обилию).
Слайд 6Факторы, влияющие на видовое разнообразие и богатство биоценоза
Географическое положение
(с севера на юг число видов увеличивается)
Слайд 72. Климатические условия
(в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше
видов)
Слайд 83. Исторический фактор
(чем древнее сообщество, тем большее количество видов его
составляют)
4. Тип сообщества
Тундра
Тропический лес
Слайд 95. Наличие видов – средообразователей
(сосны подавляют, дуб увеличивает число видов
рядом с собой)
Слайд 10Морфологическая структура сообщества
- это набор определенных жизненных форм и их соотношение
Слайд 14Морфологическая структура сообщества –
набор определённых жизненных форм и их соотношение
Жизненные
формы растений
(по классификации И. Г. Серебрякова)
Деревья
Кустарники
Полукустарники
Кустарнички
Полукустарнички
Травы (мезофиты, ксерофиты, гидрофиты, галофиты и пр.)
Слайд 15Жизненные формы водных животных
Планктон - организмы, свободноплавающие на поверхности воды
Нектон –
организмы. Обитающие в толще воды, способные к активному перемещению
Бентос - совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов.
Слайд 16Жизненные формы животных суши
1. Прыгающие (сильно развиты задние ноги)
2. Бегающие, ходящие
Слайд 173. Плавающие (есть перепонки между пальцами)
4. Летающие
Слайд 185. Ползающие ( конечности редуцированы)
6. Лазающие (цепкие
конечности)
Слайд 19
Определить:
Тигр,
голубь,
обезьяна,
коала,
корова,
утка,
змея
Слайд 20Пространственная структура сообщества
По вертикали
По горизонтали
Ярусность (наземная и подземная)
Неоднородность открытых структур (естественные
возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности и пр.)
Слайд 22В каждом ярусе встречаются только определённые организмы, приспособленные к условиям этого
Слайд 23Пищевые цепи-
последовательный ряд питающихся друг за другом организмов.
Примеры пищевых цепей
Слайд 24Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей
Слайд 25Трофическая структура
Продуценты – зелёные растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы –
производители органического вещества
Слайд 26Трофическая структура
Консументы – организмы,
являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества (все
гетеротрофы).
Консументы первого порядка
– растительноядные животные.
Консументы второго порядка – хищники.
Слайд 27Деструкторы – организмы,
осуществляющие минерализацию (разложение и уничтожение) органических остатков.
Слайд 28Трофическая структура сообщества
Пищевая цепь
Слайд 29По способу питания
Автотрофы – растения,
способные осуществлять фотосинтез и использовать минеральные
элементы.
Гетеротрофы – представители
живого органического мира, нуждающиеся в органической пище. Сюда относятся все животные, некоторые сосудистые растения (паразиты, грибы), некоторые бактерии.
Организмы
Слайд 30Схема пищевой цепи
Растительноядные животные (консументы I порядка, гетеротрофы)
Сапрофаги – разрушители органических
остатков (редуценты, гетеротрофы)
Плотоядные животные (консументы II, III, IV, V порядков, гетеротрофы)
Растения (продуценты, автотрофы)
Слайд 31
Трава ––> заяц ––> волк. (продуцент ––> травоядное ––> плотоядное)
Нектар ––>
муха ––> паук ––> землеройка ––> сова.
Сок розового куста ––> тля ––> божья коровка ––> паук ––> насекомоядная птица ––> хищная птица.
– Что объединяет эти цепи?
Слайд 32
Учебный мозговой штурм – «Задача Чарльза Дарвина»
Вы усвоили, как составляются пищевые
цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:
– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)?
.
Слайд 33
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют
мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока
Слайд 34
Листовая подстилка ––> дождевой червь ––> черный дрозд ––> ястреб-перепелятник.
Мертвое животное
––> личинки падальных мух ––> травяная лягушка ––> обыкновенный уж.
Экскременты животных ––> жуки-навозники ––> птицы.
Чем они принципиально отличаются от цепей первой группы?
Слайд 35
Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят
название пастбищных (или цепей выедания).
Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).
Слайд 36Задание:
Составьте пищевую сеть биоценоза степи, в который входят следующие живые организмы:
Типчак
Ковыль
Кузнечик
Мышь
полёвка
Лиса
Степная гадюка
Полевой воробей
Сова
Орёл
Дождевой червь
Почвенные грибы и бактерии
Слайд 37Домашнее задание:
Задание: представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру.
1
вариант - Биоценоз «Водоём»: водоросли придонные, тина на поверхности, ряска, кувшинка, рак, карась, лягушка, клоп водомерка, улитка-катушка, щука, мальки леща, икра лягушки, уж, стрекоза.
2 вариант – Биоценоз «Широколиственный лес»: дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочки, ящерица, гусеницы.
Слайд 38Распределите организмы по трофическим
уровням
Слайд 39Выполните задания:
Определите жизненные формы организмов
Слайд 40
Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте
наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Слайд 41
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1 Я убеждена в том,
что видовое многообразие влияет на…………………
2. Я поняла, что пищевая сеть состоит из………………………………
3. Я смогу привести примеры морфологической структуры растений, животных – у растений….. , у животных……..