Презентация, доклад по биологии на тему Состав и структура сообщества (9класс)

Содержание

Тема урока: Сообщество. Состав и структура. План урока. Что такое сообщество?Видовое разнообразие сообщества.Морфологическая структура сообщества. Какие задачи урока?

Слайд 1Наш мир – не случайность , не хаос,- есть система во

всем.

Эпиграф.
Мы все пассажиры одного корабля по имени «Земля» и пересесть из него нам некуда.
Антуан де Сент Экзюпери.

Наш мир – не случайность , не хаос,- есть система во всем.  Эпиграф.  Мы все

Слайд 3
Тема урока:
Сообщество. Состав и структура.
План урока.


Что такое сообщество?
Видовое разнообразие сообщества.
Морфологическая структура сообщества.
Какие задачи урока?
Тема урока:    Сообщество. Состав и структура. План урока. Что такое сообщество?Видовое разнообразие сообщества.Морфологическая структура

Слайд 4Состав и структура сообщества
Задачи: познакомиться с морфологической, пространственной, трофической структурой сообщества;
Выявить

причины видового разнообразия,
Научиться составлять пищевые цепи питания и сети питания
Состав и структура сообществаЗадачи: познакомиться с морфологической, пространственной, трофической структурой сообщества;Выявить причины видового разнообразия,Научиться составлять пищевые цепи

Слайд 5Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века

Первый индекс видового разнообразия был предложен Симпсоном в 1948 г. 
 видовое богатство (число видов на единицу площади)
выравненность
(распределение
видов по их обилию).
Понятие о видовом разнообразии сообществ возникло в 40-х гг. ХХ века Первый индекс видового разнообразия был предложен

Слайд 6Факторы, влияющие на видовое разнообразие и богатство биоценоза
Географическое положение

(с севера на юг число видов увеличивается)
Факторы, влияющие на видовое разнообразие и богатство биоценоза Географическое положение (с севера на юг число видов увеличивается)

Слайд 72. Климатические условия
(в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше

видов)
2. Климатические условия(в тёплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов)

Слайд 83. Исторический фактор
(чем древнее сообщество, тем большее количество видов его

составляют)
4. Тип сообщества

Тундра

Тропический лес

3. Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем большее количество видов его составляют)4. Тип сообщества Тундра Тропический лес

Слайд 95. Наличие видов – средообразователей
(сосны подавляют, дуб увеличивает число видов

рядом с собой)
5. Наличие видов – средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой)

Слайд 10Морфологическая структура сообщества
- это набор определенных жизненных форм и их соотношение

Морфологическая структура сообщества- это набор определенных жизненных форм и их соотношение

Слайд 14Морфологическая структура сообщества – набор определённых жизненных форм и их соотношение
Жизненные

формы растений
(по классификации И. Г. Серебрякова)
Деревья
Кустарники
Полукустарники
Кустарнички
Полукустарнички
Травы (мезофиты, ксерофиты, гидрофиты, галофиты и пр.)

Морфологическая структура сообщества –  набор определённых жизненных форм и их соотношение Жизненные формы растений(по классификации И.

Слайд 15Жизненные формы водных животных
Планктон - организмы, свободноплавающие на поверхности воды
Нектон –

организмы. Обитающие в толще воды, способные к активному перемещению
Бентос - совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов.
Жизненные формы водных животныхПланктон - организмы, свободноплавающие на поверхности водыНектон – организмы. Обитающие в толще воды, способные

Слайд 16Жизненные формы животных суши
1. Прыгающие (сильно развиты задние ноги)






2. Бегающие, ходящие



Жизненные формы животных суши1. Прыгающие (сильно развиты задние ноги)2. Бегающие, ходящие

Слайд 173. Плавающие (есть перепонки между пальцами)





4. Летающие

3. Плавающие (есть перепонки между пальцами)4. Летающие

Слайд 185. Ползающие ( конечности редуцированы)







6. Лазающие (цепкие
конечности)

5. Ползающие ( конечности редуцированы)6. Лазающие (цепкие конечности)

Слайд 19
Определить:
Тигр,
голубь,
обезьяна,
коала,
корова,
утка,
змея

Определить:Тигр,голубь,обезьяна,коала,корова,утка,змея

Слайд 20Пространственная структура сообщества
По вертикали
По горизонтали
Ярусность (наземная и подземная)
Неоднородность открытых структур (естественные

возвышения и углубления рельефа, разный уровень влажности и пр.)
Пространственная структура сообществаПо вертикалиПо горизонталиЯрусность (наземная и подземная)Неоднородность открытых структур (естественные возвышения и углубления рельефа, разный уровень

Слайд 22В каждом ярусе встречаются только определённые организмы, приспособленные к условиям этого

яруса


В каждом ярусе встречаются только определённые организмы, приспособленные к условиям этого яруса

Слайд 23Пищевые цепи- последовательный ряд питающихся друг за другом организмов.
Примеры пищевых цепей

Пищевые цепи- последовательный ряд питающихся друг за другом организмов. Примеры пищевых цепей

Слайд 24Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей

Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей

Слайд 25Трофическая структура
Продуценты – зелёные растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы –

производители органического вещества
Трофическая структураПродуценты – зелёные растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители органического вещества

Слайд 26Трофическая структура
Консументы – организмы,
являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества (все

гетеротрофы).
Консументы первого порядка
– растительноядные животные.
Консументы второго порядка – хищники.


Трофическая структураКонсументы – организмы,являющиеся в пищевой цепи потребителями органического вещества (все гетеротрофы). Консументы первого порядка– растительноядные животные.

Слайд 27Деструкторы – организмы,
осуществляющие минерализацию (разложение и уничтожение) органических остатков.


Деструкторы – организмы,осуществляющие минерализацию (разложение и уничтожение) органических остатков.

Слайд 28Трофическая структура сообщества


Пищевая цепь

Трофическая структура сообществаПищевая цепь

Слайд 29По способу питания
Автотрофы – растения,
способные осуществлять фотосинтез и использовать минеральные

элементы.



Гетеротрофы – представители
живого органического мира, нуждающиеся в органической пище. Сюда относятся все животные, некоторые сосудистые растения (паразиты, грибы), некоторые бактерии.

Организмы

По способу питания Автотрофы – растения,способные осуществлять фотосинтез и использовать минеральные элементы.Гетеротрофы – представителиживого органического мира, нуждающиеся

Слайд 30Схема пищевой цепи
Растительноядные животные (консументы I порядка, гетеротрофы)
Сапрофаги – разрушители органических

остатков (редуценты, гетеротрофы)

Плотоядные животные (консументы II, III, IV, V порядков, гетеротрофы)

Растения (продуценты, автотрофы)






Схема пищевой цепиРастительноядные животные (консументы I порядка, гетеротрофы)Сапрофаги – разрушители органических остатков (редуценты, гетеротрофы)Плотоядные животные (консументы II,

Слайд 31
Трава ––> заяц ––> волк.  (продуцент ––> травоядное ––> плотоядное)
Нектар ––>

муха ––> паук ––> землеройка ––> сова. Сок розового куста ––> тля ––> божья  коровка ––> паук ––> насекомоядная птица ––> хищная птица.
– Что объединяет эти цепи?
Трава ––> заяц ––> волк.  (продуцент ––> травоядное ––> плотоядное)Нектар ––> муха ––> паук ––> землеройка ––>

Слайд 32
Учебный мозговой штурм – «Задача Чарльза Дарвина»
Вы усвоили, как составляются пищевые

цепи. А теперь я предлагаю закрепить материал в творческом виде. Вашему вниманию представляется логическая задача Чарльза Дарвина. Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:
– Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы)? .
Учебный мозговой штурм – «Задача Чарльза Дарвина»Вы усвоили, как составляются пищевые цепи. А теперь я предлагаю закрепить

Слайд 33
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют

мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока
Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше

Слайд 34
Листовая подстилка ––> дождевой червь ––> черный дрозд ––> ястреб-перепелятник.
Мертвое животное

––> личинки падальных мух ––> травяная лягушка ––> обыкновенный уж.
Экскременты животных ––> жуки-навозники ––> птицы.
Чем они принципиально отличаются от цепей первой группы?  
Листовая подстилка ––> дождевой червь ––> черный дрозд ––> ястреб-перепелятник.Мертвое животное ––> личинки падальных мух ––> травяная

Слайд 35
Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят

название пастбищных (или цепей выедания).
Тип пищевых цепей, начинающихся с отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных, относят к детритным пищевым цепям (цепям разложения).
Приведенные выше типы пищевых цепей начинаются с фотосинтезирующих организмов и носят название пастбищных (или цепей выедания).Тип пищевых

Слайд 36Задание:
Составьте пищевую сеть биоценоза степи, в который входят следующие живые организмы:
Типчак
Ковыль
Кузнечик
Мышь

полёвка
Лиса
Степная гадюка
Полевой воробей
Сова
Орёл
Дождевой червь
Почвенные грибы и бактерии
Задание:Составьте пищевую сеть биоценоза степи, в который входят следующие живые организмы:ТипчакКовыльКузнечикМышь полёвкаЛисаСтепная гадюкаПолевой воробейСоваОрёлДождевой червьПочвенные грибы и

Слайд 37Домашнее задание:

Задание: представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру.
1

вариант - Биоценоз «Водоём»: водоросли придонные, тина на поверхности, ряска, кувшинка, рак, карась, лягушка, клоп водомерка, улитка-катушка, щука, мальки леща, икра лягушки, уж, стрекоза.
2 вариант – Биоценоз «Широколиственный лес»: дуб, тополь, барбарис, лопух, земляника, мышь, сова, ласка, змея, жук-листоед, черви в почве, сорока, синица, бабочки, ящерица, гусеницы.
Домашнее задание:Задание: представлен биоценоз. Покажите его морфологическую, пространственную и трофическую структуру.1 вариант - Биоценоз «Водоём»: водоросли придонные,

Слайд 38Распределите организмы по трофическим
уровням

Распределите организмы по трофическимуровням

Слайд 39Выполните задания:
Определите жизненные формы организмов

Выполните задания:Определите жизненные формы организмов

Слайд 40
Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте

наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Коль суждено дышать нам воздухом однимДавайте же мы все навек объединимся.Давайте наши души сохраним,Тогда мы на Земле

Слайд 41
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
1 Я убеждена в том,

что видовое многообразие влияет на…………………
2. Я поняла, что пищевая сеть состоит из………………………………
3. Я смогу привести примеры морфологической структуры растений, животных – у растений….. , у животных……..
I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:1 Я убеждена в том, что видовое многообразие влияет на…………………2. Я

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть